Средства речевой выразительности в публицистическом стиле
Речевая выразительность публицистических текстов достигается с помощью стилистических фигур и тропов.
Фигуры речи – отступление от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия.
Основная выразительная нагрузка падает в газете на 4 типа фигур: вопросы, повторы, аппликации и структурно-графические выделения.
Вопросы:
Ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения: «Все чаще в средствах массовой информации публикуются социологические данные… Но насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять?» (дубитация)
Вопрос, на который автор отвечает сам: «Какие претензии предъявляются к переселенцам? Утверждают, что они опустошают пенсионную кассу» (объективация)
Вопрос с целью обсудить уже принятое авторитетными лицами решение или обнародованный вывод: «Людям, реально смотрящим на вещи, давно предложено позаботиться о себе самим. Какие маневры может предпринять обычный москвич?» (обсуждение)
Вопрос, не требующий ответа. Используется как средство экспрессии: «Станет ли связываться со Сбербанком вкладчик, чьи сбережения в нем погорели?» = Не станет. (риторический вопрос)
Повторы – это и повторы слов, и морфологических, и синтаксических конструкций. Н-р, « А какое еще настроение может быть у лидера КПРФ, когда он выступает во Дворце им. Ленина, находящемся на площади им. Ленина, где стоит памятник Ленину?»
Аппликация- вкрапление общеизвестных выражений (фраз. Оборотов, пословиц, поговорок, газетных штампов, как правило, в несколько измененном виде: «Требовали дать Горбачеву 10 лет без права переписки вместе с Тетчер». «Тут уж, как говорится, из «Интернационала слова не выкинешь».
Структурно-графические выделения:
Сегментация – вынесение важного для автора компонента высказывания в начало фразы и превращение его в самостоятельное назывное предложение, а затем дублирование его местоимением в оставшейся части фразы: «Обмен купюр: неужели это напрасно?»
Парцелляция – намеренное отделение части предложения точкой для привлечения внимания; «Процесс пошел. Вспять?»
Присоединение (эпифраз) – добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению: «Кто бы мог подумать, что этот вопрос снова возникнет, да еще сегодня?»
Троп – это любая языковая единица, имеющая смещенное значение, т.е. второй план, просвечивающий за буквальным значением. Это метафоры – переносы по сходству(серп месяца), метонимии- переносы по смежности (подошва горы), олицетворения(молчащие камни), аллюзии- соотнесения описываемых фактов с прецедентными(известными) текстами и событиями (исторические – Ходынка, литературные – Человек – это звучит горько)
Yandex.RTB R-A-252273-3- «Основы речевой культуры дефектолога» дистанционный курс
- Установочный модуль
- 1. Цели и задачи дисциплины:
- 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Знать теоретические основы русского языка и культуры речи,
- Иметь представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях,
- 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1. Распределение тем по модулям
- Модуль 1 Лекция 1 Роль общения в жизни человека.
- 3. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.
- 1.Что такое «деятельность общения»?
- Лекция 2 Вербальное и невербальное общение. Их национально-культурная специфика
- 2.1. Вербальное общение
- 3.2.Правила и приемы вербального общения
- Контрольные вопросы:
- 2.2.Невербальное общение
- 3.4 Правила и приемы невербального общения
- Лекция 3 Способы речевого воздействия на личность. Эффективность речевого воздействия.
- 3.Эффективность речевого воздействия
- Контрольные вопросы
- Лекция 4 Законы общения, правила и приемы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5 Социально-функциональные разновидности языка. Типы русской речевой культуры. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- 1)Элитарный;
- 2)Среднелитературный;
- 3)Литературно-разговорный ;
- 4)Фамильярно-разговорный.
- 3. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- Лекция 6 научный стиль речи
- Научный стиль речи
- Письменные жанры научной речи: аннотация, реферат, рецензия
- Пример правильной аннотации:
- Виды рефератов
- Типовой план для написания рецензии и отзывов
- 4.Краткое содержание работы.
- Лекция 7 официально-деловой стиль речи
- Текстовые нормы официально-делового стиля.
- Прошу представить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.Г.
- Особенности языка служебных документов
- Неправильно составленные официально-деловые документы часто становятся предметом сатиры.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8 публицистический стиль речи
- Функции стиля
- Средства речевой выразительности в публицистическом стиле
- Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- Лекция 9 разговорно-бытовой стиль
- Контрольные вопросы
- Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория
- Структура публичного выступления
- Основные виды аргументов
- Контрольные вопросы
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы речевой культуры дефектолога»
- Дополнительная:
- Авдевнина о.Ю, Дмитриева о. И, Орлова нм- Уроки речевого мастерства Саратов, 1999., м., 1999.
- Словари