logo
ОРКД 1 курс установка

3.4 Правила и приемы невербального общения

В невербальной коммуникации, как и в вербальной, существуют коммуникативные сигналы или приемы, используемые людьми в процессе речевого воздействия.

Это фактор взгляда, факторы внешности, фактор физического поведения, фактор пространства

Фактор внешности

Одежда

Коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционно одежда, добротный материал, контраст темных и белых тонов, умеренная модность одежды. Для женщины - платье с длинным рукавом, серое, синее коричневое, бежевое.

Усиливают позицию человека прямоугольный силуэт одежды (и наоборот, шарообразный силуэт, рукав реглан, мягкие свитера, джинсы ослабляю! коммуникативную позицию говорящего). Усиливают воздействие высокие шляпки, каблуки, очки в темной роговой оправе.

Выигрышно выглядит чистая, культурная, аккуратная одежда.

Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного, обращенного к бытию.

Расстегнутый пиджак- стремление к контакту, застегнутый - стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак - готовность взаимодействовать, Американские специалисты по проведению переговоров отмечали, что, если мужчины до конца переговоров остаются в застегнутых пиджаках, договоренность обычно не достигается.

Прическа

Высокая прическа повышает статус ее носителя.

Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, , брюнеток воспринимают как более серьезных, умных, компетентных.

Силуэт

Чем ближе силуэт человека к прямоугольнику, тем эффективнее производимое им впечатление. Костюм для мужчины, традиционный английский костюм для женщины создают впечатление авторитетного, компетентного, надежного человека.

Сложение

Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом.

Физическая привлекательность

Физическая привлекательность человека ассоциируется у людей положительными человеческими качествами.

Физически привлекательные люди воспринимаются окружающими как общительные, популярные, успешные, убедительные (способные убеждать). счастливые, имеющие много друзей. Привлекательных людей мы склонны считать умными

Фактор взгляда

С собеседником необходимо поддерживать зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается как поддержание контакта. Если мы смотрим доброжелательно 60-70% времени

на собеседника, он понимает, что нравится нам и т.д.

Фактор физического поведения

Данный фактор предполагает использование мимики, жестов и поз.

Мимические сигналы

Мимика - это выразительные движения лица.

Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка. Улыбка в общении выполняет следующие функции:

Признак искренней улыбки - движение бровей, если же брови неподвижны и человек улыбается одним губами - улыбка неискренняя.

Сигналы жестов и поз

Жесты - динамические выразительные движения тела (не только рук!) Позы - фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест. Жестовые сигналы делятся на следующие типы:

• оценочные сигналы:

позитивные;

негативные;

• сигналы отношения;

• сигналы намерения,

• сигналы состояний

• риторические сигналы (усилительные, изобразительные, указательные).

Рассмотрим эффективность некоторых видов невербальных сигналов.

Эффективны сигналы положительной оценки, расположения к собеседнику. Это такие сигналы как «раскрытие» грудной клетки, движение рук в сторону собеседника, демонстрация ладоней, любые жесты говорящего у своего лица (если его собеседник в закрытой позе), наклон головы, движения кистями вверх, наклон вперед, движения туловища вперед.

Важны правильные риторические жесты - прежде всего усилительные (ритмические движения рукой, руками, указкой в такт речи). Указательные жесты следует делать ладонью, а не пальцем, иначе это выглядит как проявление агрессивности.

Большое значение имеют также сигналы физического контакта. Физические контакты помогают установить дружеские, неформальные отношения с собеседником. Они относятся к сигналам отношения и намерений и демонстрируют обычно открытость, симпатию, благорасположение, желание поддерживать контакт. Это рукопожатие, объятья; можно ненавязчиво дотронуться до руки, плеча собеседника, положить ему руку на плечо (если это позволяют отношения) - все это повышает доверительность общения. Важно только иметь в виду, что хотя русское общение и допускает физический контакт с собеседником ( у большинства европейских народов это практические не допускается, заключением рукопожатия), прикосновение к собеседнику должно быть ожидаемым, мотивированным. Прикосновение эффективно при общении в семье, среди близких людей, при общении с молодыми и подчиненными людьми. Отметим, что есть люди, которые не любят прикосновений - к ним не следует прикасаться, это вызовет обратный эффект.

Позы бывают открытыми, закрытыми и авторитарными. Для эффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не должны быть скрещены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегка поднят. Авторитарные позы - это позы, которые демонстрируют высокий |статус говорящего, его превосходство над собеседником, стремление оказать давление на собеседника. Примеры авторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной («поза армейского сержанта»), поза «руки в боки» и некоторые другие. Все они, как правило, призваны оказать давление на собеседника, подчинить его себе. Воспринимаются такие сигналы негативно.

Осанка должна быть непринужденная, спина не должна быть сутулой признак неуверенности), позвоночник должен быть прямой. Стойка, при которой левая нога выставлена вперед, рассматривается как агрессивная (для замаха, удара), выставленная вперед правая нога - сигнал к (такту, доверию. Нельзя демонстративно скрещивать ноги - это негативный сигнал. Целесообразно немного поднимать вверх подбородок - это придает уверенности самому говорящему и читается собеседником как уверенность собеседника в собственной правоте.

Посадка - лучше всего сидеть, не скрещивая ноги, садиться на все сиденье передвигаться в процессе общения на краешек сиденья - значит демонстрировать заинтересованность), не расставлять широко ног о воспринимается обычно как равнодушие, безразличие), не класть руки на вот. Голова чуть вперед, слегка приоткрытый рот - признак внимания к собеседнику.

Движение в процессе общения надо тоже правильно использовать. Во время выступления перед аудиторией рекомендуется наклоняться в сторону аудитории, протягивать руки в сторону слушателей, выходить к аудитории из-за трибуны, прохаживаться по аудитории.

Походка тоже выполняет знаковые функции. Производит положительное впечатление умеренно энергичная походка, бодрость движений. Не следует держать на ходу руки в карманах - это воспринимается как проявление скрытности, неуверенности.

Манипуляции с предметами (очками, ручками, карандашами, сигаретами, рисование абстрактных узоров на бумаге, позвякивание ключами и т д) не рекомендуются в процессе общения, они выдают негативный настрой человека, его затруднения, нерешительность, то есть то, что демонстрировать самому не стоит.

Фактор пространства объединяет сигналы, связанные со значимым расположением собеседников относительно друг друга.

Дистанция общения: чем ближе, тем эффективней. Но подходить ближе 40-50 см. не рекомендуется, это интимная зона человека и он рассматривает вторжение других в нее как покушение на собственную свободу неприкосновенность. В целом люди склонны общаться с теми, кто ближе пространственно. Если люди хотят общаться - подходят друг к другу , не хотят - не подходят или даже отходят.

Сильная коммуникативная позиция у тех, кто легко меняет дистанции общения - легко подходит к разным собеседникам.

Умеренный пространственный экспансионизм также повышает эффективность речевого воздействия : несколько вытянуть впери ноги, положить руку на спинку соседнего стула или стула, на котором сиди собеседник, занять много места за столом, случайно прикоснуться к вещам окружающим собеседника.

Пространственная близость заставляет людей игнорировать недостатки друг друга, быть терпимее друг к другу, идти друг другу навстречу (с соседями обычно ссорятся реже, чем с незнакомыми или территориально более удаленными людьми.

Горизонтальное расположение участников общения: люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны, через стол напротив друг друга, наоборот, склонны к спору, конфронтации. Самая эффективная позиция дли деловой беседы - через угол стола лицом к лицу друг с другом или вполоборота друг к другу. Замечено также, что когда люди сидят рядом, то убеждать слева направо (в сторону правой руки) легче, чем справа налево.

Вертикальное расположение: чем выше, тем эффективней («закон вертикального доминирования»). Высокие люди всегда кажутся авторитетней; цари не случайно сидят на тронах и носят короны - они стараются казаться как можно выше, их и называют «ваше высочество», «ваше величество». По этой же причине военные носят высокие шлемы и фуражки. Выступать поэтому лучше стоя, а также лучше вставать, если хотите сказать что-либо важное, Выгодно сидеть несколько выше собеседника, начальники любят сидеть на стуле с высокой спинкой - она зрительно увеличивает сидящего. Стоящий около стула убедительнее сидящего на стуле собеседника, сидящий на краю кровати - убедительнее лежащего на кровати.

Влияет на эффективность общения и само место общения: есть «закон темного угла»: в темном, тесном помещении с низким потолком легча убеждать, чем в большом и светлом. Если ограничить подвижность собеседника и разговаривать с ним, «зажав в угол», коммуникативная позиция собеседника будет ослаблена.

Влияет на эффективность общения и принадлежность территории - легче убеждать человека, явившись на его территорию (например, к нему домой). Если начальник вызывает подчиненного к себе для разговора - это демонстрация силы, дистанции, давление на него. Если разговор идет на нейтральной территории - это демонстрация равенства, так лучше обсуждать те проблемы, которые уже предварительно обсуждались и т.д.

Контрольные вопросы;

  1. На чем базируется невербальное общение?

  2. Перечислите основные правила и приемы невербального общения.

  3. Имеет ли невербальное общение национально-культурную специфику? Приведите примеры.