Модуль 1 Лекция 1 Роль общения в жизни человека.
Деятельность общения и речевая деятельность, речевая ситуация и ее компоненты, виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.
Деятельность общения и речевая деятельность.
Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности общаться. Вспомним, в связи с этим, переживания невольных «робинзонов», состояние космонавтов-«одиночек», ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом. Дело в том, что общение является одной из главных потребностей человека, связано с самой его сущностью: человек – общественное существо.
В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация». Коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место и в животном мире, в технических системах – всюду, где происходит передача и получение информации. Когда же речь идет о собственно человеческой коммуникации (общение между людьми, человеко-машинное общение, общение человека с животным) пользуются преимущественно словом «общение».
Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает, обеспечивает ее. Нетрудно обнаружить, что любая производственная деятельность включает в себя те или иные виды непосредственного или опосредованного общения. Работающие коллективно (служащие, обучающиеся и т.д.), как и члены семьи, группы друзей постоянно координируют свои усилия, обмениваясь устными или письменными сообщениями, поддерживают связь между собой в виде определенных отношений. Даже если человек трудится в одиночку, он не выключен полностью из общения: его намерения, цели, орудия труда и приемы работы в значительной мере созданы другими и переданы ему социальной традицией. Его формы мышления, его знания, их речевое воплощение, вся материальная и духовная культура связывают его с другими людьми, составляя часть опосредованного общения, не менее необходимого, чем непосредственное.
Мы рассмотрим виды и формы общения с учетом той важной роли, которую играет общение в жизни человека.
Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика. В общении и через него совершается усвоение человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. В общении осуществляется и воздействие на коллектив, в общении оформляются и черты личности.
Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться. Это особенно справедливо для современного общества, в котором роль информационных процессов настолько усилилась, что многие философы определяют его теперь как «информационное общество».
Общаются, как известно, и животные. Люди, в отличие от них, наследуют приемы общения не биологическим (генным) путем, а через подражание и обучение: наши коммуникативные возможности не являются частью биологической природы человека, его «натуры» - они составляют важную часть культуры или традиции, имеют социальный характер. Умение общаться человек получает в ходе самого общения от других людей, и направлено общение также прежде всего на других, на социум. Известны случаи воспитания человеческих детенышей животными (15- волками, 5- медведями, 1- павианами, 1 – леопардами, 1 – овцой и др.). Естественно, во всех случаях дети не имели ни человеческой речи ни навыков человеческого общения. Все они демонстрировали животное поведение.
Общение так важно для людей, что оно совершается не только в составе какой-либо другой деятельности, но и образует самостоятельный вид деятельности – деятельность общения (дружеские и официальные встречи, визиты, приемы, вечеринки, пикники, семейные праздники и т.д.).
Деятельность общения опирается в своей основе на речевую деятельность. Механизмы возникновения речи изучаются специальной дисциплиной – психолингвистикой. Рассмотрение круга ее проблем не является нашей специальной задачей, поэтому ограничимся для понимания поставленной проблемы схематичным рассмотрением процессов перехода мыслительной деятельности в речевую.
Для того, что бы заговорить человеку (в норме) нужен мотив или группа мотивов ( мотивационный этап), затем осуществляется приспособление к обстановке (афферентация), учитываются возможные последствия. На третьем этапе речевое намерение превращается в речевую деятельность. В процессе подготовительных этапов осуществляется выбор языка, учитывается уровень усвоения языка, происходит ориентация на систему и норму. Важен также учет действия функционально-стилевого фактора, эмоциональности, индивидуальных особенностей говорящего – тяги к стереотипам или новообразованиям и т.д.
В результате реализации речевого намерения возникают условия для речевой ситуации.
Речевая ситуация и ее компоненты
Компонентами речевой ситуации выступают: адресант (инициатор общения), адресат (пользователь информации), наблюдатель (случайный участник процесса коммуникации, характер отношений между адресантом и адресатом, цель общения, способ обеспечения контакта (слуховой, зрительный или их совокупность), код общения (вариант языковой системы, используемый говорящим), условия общения, включающие в себя также и средства связи.
Yandex.RTB R-A-252273-3- «Основы речевой культуры дефектолога» дистанционный курс
- Установочный модуль
- 1. Цели и задачи дисциплины:
- 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Знать теоретические основы русского языка и культуры речи,
- Иметь представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях,
- 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1. Распределение тем по модулям
- Модуль 1 Лекция 1 Роль общения в жизни человека.
- 3. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.
- 1.Что такое «деятельность общения»?
- Лекция 2 Вербальное и невербальное общение. Их национально-культурная специфика
- 2.1. Вербальное общение
- 3.2.Правила и приемы вербального общения
- Контрольные вопросы:
- 2.2.Невербальное общение
- 3.4 Правила и приемы невербального общения
- Лекция 3 Способы речевого воздействия на личность. Эффективность речевого воздействия.
- 3.Эффективность речевого воздействия
- Контрольные вопросы
- Лекция 4 Законы общения, правила и приемы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5 Социально-функциональные разновидности языка. Типы русской речевой культуры. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- 1)Элитарный;
- 2)Среднелитературный;
- 3)Литературно-разговорный ;
- 4)Фамильярно-разговорный.
- 3. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- Лекция 6 научный стиль речи
- Научный стиль речи
- Письменные жанры научной речи: аннотация, реферат, рецензия
- Пример правильной аннотации:
- Виды рефератов
- Типовой план для написания рецензии и отзывов
- 4.Краткое содержание работы.
- Лекция 7 официально-деловой стиль речи
- Текстовые нормы официально-делового стиля.
- Прошу представить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.Г.
- Особенности языка служебных документов
- Неправильно составленные официально-деловые документы часто становятся предметом сатиры.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8 публицистический стиль речи
- Функции стиля
- Средства речевой выразительности в публицистическом стиле
- Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- Лекция 9 разговорно-бытовой стиль
- Контрольные вопросы
- Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория
- Структура публичного выступления
- Основные виды аргументов
- Контрольные вопросы
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы речевой культуры дефектолога»
- Дополнительная:
- Авдевнина о.Ю, Дмитриева о. И, Орлова нм- Уроки речевого мастерства Саратов, 1999., м., 1999.
- Словари