logo
ОРКД 1 курс установка

3.2.Правила и приемы вербального общения

Все правила и приемы вербального речевого воздействия можно сгруппировать в несколько факторов. Важнейшие из них - следующие: фактор соблюдения коммуникативной нормы, фактор контакта с собеседником, фактор содержания, фактор языкового оформления, фактор манеры, фактор объема, фактор расположения информации, фактор адресата.

Фактор соблюдения коммуникативной нормы предполагает реализацию следующих правил:

1 Необходимо соблюдать нормы речевого этикета. Почему важно соблюдать нормативные правила вербального общения? Это связано прежде всего с тем, что соблюдение нормативных правил речевого этикета, речевой вежливости обеспечивает нам сохранение коммуникативного равновесия, а это - одно из двух условий эффективности речевого воздействия вообще. Если мы говорим вежливо, соблюдаем принятые в обществе правила речевого этикета, мы всегда сохраним нормальные отношения с нашим собеседником - ведь мы демонстрируем к нему уважение, показываем, что мы умеем поддерживать с ним отношения и в дальнейшем. Это располагает собеседника к нам, а значит и делает возможным наше успешное воздействие на него. Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее внимания к нему как к личности, а также к тому, что он говорит. Соблюдение норм речевого этикета является эффективным средством речевого воздействия на собеседника. Как писал великий Сервантес, «ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» Этикетное общение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств.

2.Необходимо соблюдать нормы культуры речи.

Для эффективного вербального воздействия очень важно обладать правильной, культурной речью.

Необходимо правильно ставить ударения, говорить в среднем темпе, не повышать громкость речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и мн. др.

Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию. "Если человек говорить культурно, грамотно, мы думаем, что он хорошо учился, имеет хорошее образование, а значит - достаточно умен, видимо, разбирается в том, о чем он говорит. Языковой паспорт такого человека сообщает нам о нем исключительно положительную информацию, мы располагаемся к такому человеку- Люди склонны думать так : хорошо говорит - значит правильно говорит- Поэтому, если мы говорим культурно, грамотно, то нас будут внимательнее слушать, обратят внимание на наши слова, при прочих равных условиях скорее нам поверят.

Фактор контакта с собеседником связан с механизмом самоподачи: чтобы установить контакт с собеседником и поддерживать этот контакт, надо понравиться собеседнику.

Чтобы установить и поддержать контакт с собеседником, особенно важно соблюдать следующие правила бесконфликтного общения:

• производить благоприятное внешнее впечатление;

• меньше говорить сами, давать собеседнику поговорить о себе;

• укрупнять собеседника;

• снижать себя в глазах собеседника (принцип коромысла: не обязательно тянуть собеседника вверх, необходимо снижать немного себя в его глазах);

индивидуализировать собеседника;

говорить комплименты;

отождествлять свои интересы с интересами собеседника,

интересоваться проблемами собеседника;

вспоминать положительный опыт.

Естественно, наше общение с собеседником должно быть вежливым, соответствовать принятым в обществе стандартам вежливого общения.

Фактор содержания объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.

Правила:

• говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

• больше сообщать положительной информации;

• сводить к минимуму негативную информацию;

• не давать советов, если вас не просят (если дать совет все же необходимо, облекать его в форму заботы);

• чаще обращаться к собеседнику («закон имени»);

• приводить аргументы, не быть голословным

• приводить примеры из жизни;

• использовать приемы, повышающие убедительность сообщаемой

информации.

Использование этих приемов может усилить любое выступление, независимо от его содержания.

Приемы усиления убедительности выступления (их называют также сигналами достоверности) требуют еще специального исследования и систематизации. Назовем лишь некоторые из них, обычно позволяющие повысить доверие к тому или иному сообщаемому факту или выдвигаемому положению:

Можно говорить: «Я лично думаю...», «Мое мнение таково...», «Я это испытал на себе” « Мне лично рассказывал один знакомый...», «Со мной был такой случай..» и т.д.

Фактор языкового оформления реализуется в группе правил, связанных с выбором тех или иных слов при выражении мысли:

ты.

Это значит, что надо использовать больше конкретных слов вместо абстрактных, обобщающих: вместо «жирная пища» лучше сказать «сало, масло, свинина» и т.д.,

Нормальный темп - это около 120 слов в минуту, это текст 0,5 с. через 2

интервала, прочитанный за минуту.

• цифр приводите немного и округляйте их.

Фактор манеры:

Фактор объема:

Фактор расположения информации:

Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к собеседнику или аудитории с учетом особенностей ее восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному.

«Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика»(А,Михальская).

Существуют особые правила, как эффективно вести общение с ребенком, мужчиной, женщиной, молодым человеком, стариками, с большой и маленькой аудиторией, с подготовленной и неподготовленной аудиторией, с гуманитариями и «технарями» и т.д. Этих правил много.

Приведем лишь некоторые примеры:

Вербальному общению традиционно противопоставляется невербальное.