3.2.Правила и приемы вербального общения
Все правила и приемы вербального речевого воздействия можно сгруппировать в несколько факторов. Важнейшие из них - следующие: фактор соблюдения коммуникативной нормы, фактор контакта с собеседником, фактор содержания, фактор языкового оформления, фактор манеры, фактор объема, фактор расположения информации, фактор адресата.
Фактор соблюдения коммуникативной нормы предполагает реализацию следующих правил:
1 Необходимо соблюдать нормы речевого этикета. Почему важно соблюдать нормативные правила вербального общения? Это связано прежде всего с тем, что соблюдение нормативных правил речевого этикета, речевой вежливости обеспечивает нам сохранение коммуникативного равновесия, а это - одно из двух условий эффективности речевого воздействия вообще. Если мы говорим вежливо, соблюдаем принятые в обществе правила речевого этикета, мы всегда сохраним нормальные отношения с нашим собеседником - ведь мы демонстрируем к нему уважение, показываем, что мы умеем поддерживать с ним отношения и в дальнейшем. Это располагает собеседника к нам, а значит и делает возможным наше успешное воздействие на него. Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее внимания к нему как к личности, а также к тому, что он говорит. Соблюдение норм речевого этикета является эффективным средством речевого воздействия на собеседника. Как писал великий Сервантес, «ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» Этикетное общение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств.
2.Необходимо соблюдать нормы культуры речи.
Для эффективного вербального воздействия очень важно обладать правильной, культурной речью.
Необходимо правильно ставить ударения, говорить в среднем темпе, не повышать громкость речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и мн. др.
Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию. "Если человек говорить культурно, грамотно, мы думаем, что он хорошо учился, имеет хорошее образование, а значит - достаточно умен, видимо, разбирается в том, о чем он говорит. Языковой паспорт такого человека сообщает нам о нем исключительно положительную информацию, мы располагаемся к такому человеку- Люди склонны думать так : хорошо говорит - значит правильно говорит- Поэтому, если мы говорим культурно, грамотно, то нас будут внимательнее слушать, обратят внимание на наши слова, при прочих равных условиях скорее нам поверят.
Фактор контакта с собеседником связан с механизмом самоподачи: чтобы установить контакт с собеседником и поддерживать этот контакт, надо понравиться собеседнику.
Чтобы установить и поддержать контакт с собеседником, особенно важно соблюдать следующие правила бесконфликтного общения:
• производить благоприятное внешнее впечатление;
• меньше говорить сами, давать собеседнику поговорить о себе;
• укрупнять собеседника;
• снижать себя в глазах собеседника (принцип коромысла: не обязательно тянуть собеседника вверх, необходимо снижать немного себя в его глазах);
индивидуализировать собеседника;
говорить комплименты;
отождествлять свои интересы с интересами собеседника,
интересоваться проблемами собеседника;
вспоминать положительный опыт.
Естественно, наше общение с собеседником должно быть вежливым, соответствовать принятым в обществе стандартам вежливого общения.
Фактор содержания объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.
Правила:
• говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;
• больше сообщать положительной информации;
• сводить к минимуму негативную информацию;
• не давать советов, если вас не просят (если дать совет все же необходимо, облекать его в форму заботы);
• чаще обращаться к собеседнику («закон имени»);
• приводить аргументы, не быть голословным
• приводить примеры из жизни;
• использовать приемы, повышающие убедительность сообщаемой
информации.
Использование этих приемов может усилить любое выступление, независимо от его содержания.
Приемы усиления убедительности выступления (их называют также сигналами достоверности) требуют еще специального исследования и систематизации. Назовем лишь некоторые из них, обычно позволяющие повысить доверие к тому или иному сообщаемому факту или выдвигаемому положению:
подача факта как нового (недавно установили..., я только что читал, что..., вчера стало известно, что...);
подача факта как не сразу осознанного самим оратором (я сам долгое время сам в это не верил... ,я долго сомневался в этом.. и т. д.);
подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов: экспериментально установлено..., эксперименты показали,
подача факта как установленного психологами;
подача факта как установленного американскими или японскими учеными (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами др., такого эффекта в русской аудитории не будет);
подача факта как установленного молодыми учеными;
подача факта как установленного московскими или ленинградскими учеными;
упоминание о том, что факт установлен профессором, или упоминание фамилий ученых, установивших этот факт, особенно иностранных;
ссылка на то, что oб этом говорил еще Петр 1, И Грозный, Я. Мудрый, Л.Толстой;
ссылка на то, что эта идея была известна, тот или иной способ или метод использовался царями, фараонами, великими полководцами прошлого ( еще Рамзес Второй при своем дворе имел..., еще Екатерина Великая пользовалась .., все французские короли , русские князья всегда имели..., Наполеон, Александр Македонский всегда учитывали.... и т.д);
подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в ХУ1 веке использовали этот метод..., об этом знали еще в XIX веке... и т.д.).
персонификация своих идей (феномен личной реальности),
Можно говорить: «Я лично думаю...», «Мое мнение таково...», «Я это испытал на себе” « Мне лично рассказывал один знакомый...», «Со мной был такой случай..» и т.д.
приводить конкретные подробности, детали
Фактор языкового оформления реализуется в группе правил, связанных с выбором тех или иных слов при выражении мысли:
разнообразьте используемые слова;
используйте синонимы, близкие по значению слова и оборо-
ты.
используйте слова, вызывающие образы;
Это значит, что надо использовать больше конкретных слов вместо абстрактных, обобщающих: вместо «жирная пища» лучше сказать «сало, масло, свинина» и т.д.,
используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами;
разнообразьте интонацию, не говорите монотонно;
держите одинаковый темп с партнером.
Нормальный темп - это около 120 слов в минуту, это текст 0,5 с. через 2
интервала, прочитанный за минуту.
• цифр приводите немного и округляйте их.
Фактор манеры:
Демонстрируйте дружелюбие, искренность.
Демонстрируйте воодушевление.
Демонстрируйте умеренную эмоциональность.
Демонстрируйте физическую бодрость, подвижность
Фактор объема:
Будьте кратки.
Говорите меньше собеседника.
Говорите короткими предложениями.
Фактор расположения информации:
Важную информацию необходимо давать в начале и конце.
Важную информацию нужно повторять несколько раз в различных местах своей речи и разными словами
Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к собеседнику или аудитории с учетом особенностей ее восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному.
«Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика»(А,Михальская).
Существуют особые правила, как эффективно вести общение с ребенком, мужчиной, женщиной, молодым человеком, стариками, с большой и маленькой аудиторией, с подготовленной и неподготовленной аудиторией, с гуманитариями и «технарями» и т.д. Этих правил много.
Приведем лишь некоторые примеры:
С большой аудитории надо говорить более эмоционально, в маленькой - спокойно и рационально.
С малоподготовленной аудиторией, малоразвитым человеком надо говорить медленно, использовать форму вопросов и ответов.
С женщинами надо разговаривать эмоционально, приводить много примеров, опираться на бытовые проблемы, рассматривать вопрос за раз.
С мужчинами надо говорить рационально, не делать за них выводы, использовать при изложении перечисление.
С ребенком надо говорить коротко, быстро, опираться на события, все мысли формулировать словами в развернутой форме.
Со старшим поколением нельзя говорить в быстром темпе, надо говорить медленно, обращаться к их опыту, приводить ссылки на авторитетных людей
Вербальному общению традиционно противопоставляется невербальное.
- «Основы речевой культуры дефектолога» дистанционный курс
- Установочный модуль
- 1. Цели и задачи дисциплины:
- 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Знать теоретические основы русского языка и культуры речи,
- Иметь представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях,
- 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1. Распределение тем по модулям
- Модуль 1 Лекция 1 Роль общения в жизни человека.
- 3. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.
- 1.Что такое «деятельность общения»?
- Лекция 2 Вербальное и невербальное общение. Их национально-культурная специфика
- 2.1. Вербальное общение
- 3.2.Правила и приемы вербального общения
- Контрольные вопросы:
- 2.2.Невербальное общение
- 3.4 Правила и приемы невербального общения
- Лекция 3 Способы речевого воздействия на личность. Эффективность речевого воздействия.
- 3.Эффективность речевого воздействия
- Контрольные вопросы
- Лекция 4 Законы общения, правила и приемы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5 Социально-функциональные разновидности языка. Типы русской речевой культуры. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- 1)Элитарный;
- 2)Среднелитературный;
- 3)Литературно-разговорный ;
- 4)Фамильярно-разговорный.
- 3. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
- Лекция 6 научный стиль речи
- Научный стиль речи
- Письменные жанры научной речи: аннотация, реферат, рецензия
- Пример правильной аннотации:
- Виды рефератов
- Типовой план для написания рецензии и отзывов
- 4.Краткое содержание работы.
- Лекция 7 официально-деловой стиль речи
- Текстовые нормы официально-делового стиля.
- Прошу представить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.Г.
- Особенности языка служебных документов
- Неправильно составленные официально-деловые документы часто становятся предметом сатиры.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8 публицистический стиль речи
- Функции стиля
- Средства речевой выразительности в публицистическом стиле
- Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- Лекция 9 разговорно-бытовой стиль
- Контрольные вопросы
- Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория
- Структура публичного выступления
- Основные виды аргументов
- Контрольные вопросы
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы речевой культуры дефектолога»
- Дополнительная:
- Авдевнина о.Ю, Дмитриева о. И, Орлова нм- Уроки речевого мастерства Саратов, 1999., м., 1999.
- Словари