Правописание сложных слов
Написание сложных слов – один из труднейших разделов русской орфографии.
Трудности в решении вопроса о слитном, дефисном или раздельном написании слов вызваны не отсутствием общеобязательных правил, а возможностью различной их интерпретации, что приводит к частым орфографическим ошибкам. Наибольшую сложность представляют те случаи, когда пишущему предстоит решить, что перед ним – сложное слово или сочетание слов.
Основным принципом, определяющим слитное, дефисное ли раздельное написание слов, является семантический принцип (правописание сложных прилагательных, обозначающих оттенки цветов, частей света и т д., наличие-отсутствие противопоставления при правописании различных частей речи с НЕ, учёт функции – номинативной или функции средств выражения синтаксической связи – при разграничении знаменательных и служебных слов и т. п.).
Структурный принцип предполагает учёт различных грамматических особенностей: наличие-отсутствие соединительных гласных, характер синтаксических отношений (подчинительные или сочинительные) компонентов сложных слов, наличие – отсутствие зависимых слов, противительных конструкций при правописании НЕ и т. д.).
Многие написания слов определяются традиционным принципом орфографии (правописание наречий, предлогов, некоторых терминов).
Пишущий стоит перед необходимостью выбрать одно из возможных написаний: слитное, раздельное или дефисное. Сделать этот выбор не всегда легко. Это объясняется, во-первых, большим количеством правил, регулирующих написание сложных слов (в силу того, что соединяются разные части речи с абсолютно разными первыми и вторыми частями сложных слов), во-вторых, наличием значительного количества сложных слов, написание которых имеет устойчивую традицию, в-третьих, среди сложных слов много научно-технических терминов, правописание которых не всегда соответствует общим правилам.
Чтобы свести эти трудности к минимуму (к сожалению, объяснить написание каждого сложного слова невозможно), следует помнить общие правила написания сложных слов, а также основополагающие правила, регламентирующие правописание сложных существительных и прилагательных, выработать навыки их применения.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ
СЛОЖНЫХ СЛОВ
1. Запомните, что все сложные слова, первой частью которых является числительное, пишутся слитно: пятидесятилетие, двухметровый, тридцатисемилетний, трехсотсемидесятиметровый, сорокопятиэтажный.
Обратите внимание, что каждое числительное в составе подобных образований выступает в форме родительного падежа, бывшее окончание становится соединительным элементом: пятилетка, двухэтажный, одиннадцатилетний, сорокаметровый; но числительные сто, девяносто, тысяча имеют соединительные гласные О–Е: столетний, девяностолетие, тысячелетие.
2. Написание сложных слов может быть обусловлено характером первого элемента, набор которых следует запомнить.
Слитно | Через дефис |
1. авто-, мото-, вело-, фото-, теле-, радио-, стерео-,электро-, агро-, авиа-, био-, гидро-, зоо-, кино-, макро-, микро-, моно-, псевдо-, метео-, термо-, фоно-. Например: автовелогонки, агротехника, биостанция, геоботаника, фотоискусство, стереокино, киносценарист и др. 2. полу- Полумаски, полушутя, полуразрушенный, полуботинки, полуоткрытый. Не путайте с корнем пол-, который имеет двоякое написание в зависимости от характера второго элемента: этот корень перед гласными, буквой –Л и прописными пишется через дефис, в остальных случаях - слитно.
| 1. вице-, лейб-, обер-, унтер-. экс-, штаб-, блок-, пресс-. Например: вице-адмирал, обер-лейтенант, унтер-офицер, лейб-гвардия, экс-чемпион, штаб-лекарь, блок-батарея, блок-сигнал НО: блокнот, блокгауз; пресс-бюро, пресс-клуб, пресс-порошковый.
|
Лучше запомнить последнее правило Вам поможет алгоритм:
1) Вторая часть сложного слова начинается с гласной?
да нет
пиши через дефис
(пол-апельсина);
2) начинается с –Л?
да
пиши через дефис нет
(пол-лимона)
3) является именем собственным?
Да Нет
Пиши через дефис пиши слитно
(пол-Москвы) (полдома)
- Русский язык. Трудные случаи орфографии Справочник и практикум
- Часть I правописание корней с чередующимися гласными
- 3. Чередование а(я) /им, ин
- Тренировочные упражнение
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание приставок при-, пре-
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание -о-е-ё- после шипящих и ц
- 1. Буквы ё, о после шипящих в корнях слов
- 2. Буква о, е, ё в суффиксах и окончаниях разных частей речи после щипящих
- 3. Буквы о, е после ц
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание личных окончаний глаголов
- 3. Поставь глагол в неопределенную форму (не
- 4. Входит ли в состав 11 глаголов – исключений: гнать,
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Образование причастий и правописание суффиксов причастий
- Тренировочные упражнения
- Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Вариант 3
- Правописание н–нн в кратких прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание н - нн в существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание частиц не, ни
- I. Частица не — отрицательная.
- Вариант 2
- Правописание приставки не и частицы не
- Правописание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на -о.
- Правописание не с глаголом и его формами
- Семантические критерии разграничения прилагательных и причастий.
- Структурно-грамматические основания разграничения прилагательных и причастий.
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание сложных слов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Правописание сложных существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание сложных прилагательных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание наречий
- Правописание наречий через дефис
- Слитное и раздельное написание наречий
- I. Наречия, образованные от прилагательных
- II. Наречия, образованные от числительных
- III. Наречия, образованные от местоимений
- IV. Наречия, образованные от существительных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2.
- Правописание предлогов и союзов
- Правописание предлогов
- Правописание союзов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Ответы к упражнениям
- Часть II Тема:Правописание согласных в корне слова
- Тема: Правописание гласных в корне слова Упражнение 1
- Сторожил – старожил
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Чем же «маркет» такой «супер»?
- Тема: Правописание о – ё после шипящих.
- Гласные после ц.
- Употребление букв ъ и ь; ё и э.
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Тема: Правописание приставок Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7 Исправьте орфографические ошибки в тексте. День именин
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний Прилагательных Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний глаголов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 5
- Крикните – крикнете
- Упражнение 6
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание н-нн в разных частях речи
- Упражнение 4 Вставьте пропущенные буквы. Определите часть речи, в которой вы поставили -н- и -нн-.
- Упражнение 5
- Наречий Упражнение 1
- Упражнение 4
- Тема: Правописание сложных слов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7
- Тема: Правописание предлогов и союзов
- Тема: Правописание не и ни Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 5
- Тургенев
- Тема: Правописание не с разными частями речи
- Осенью в Балаклаве
- Тема: Слитные, дефисные и раздельные написания
- Тема: Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
- Богославская Зоя Михайловна,