Упражнение 2
Продолжите предложения.
А) Кто не смотрел………………………………………………!
Кто не смотрел……………………., тот……………
Кто ни смотрел……………………., все…………………… .
Б) Кто только не помогал………………………………………!
Кто не помогал……………………., тот…………………… .
Кто ни помогал……………………., все…………………… .
Упражнение 3
Укажите неправильные написания слов.
не вспоминал не друзей, не родных
на небе ни облачка
не слышно ни звука
что не сделает, всё хорошо
не больше, не меньше
не то ни другое
ничто не волновало
ничто странное
ни дать ни взять
10. нельзя ни восхищаться
11. откуда ни возьмись
12. ни рыба ни мясо
13. что не говори, а он молодец
14. не один ты устал
15. не один не устал
16. ни разу я его не встречал
17. ни раз мы с ним встречались
18. пришёл никто иной, как участковый врач
19. ничто другое уже не радовало
помог некто иной, как однокурсник
ничем иным это не мотивировано
рассказал не кто иной, как брат
прошло нимало лет
никого другого не знал
сколько не звали, он не оглянулся
нет покоя не днём не ночью
узнал за лето немало
не мог ни слышать меня
как не старайся, всё напрасно
не старайся, всё равно не поможешь
ни сказано не словечка
не набрал грибов
никто не встретился на дороге
пожелал не пуха не пера
в подушке не было ни пуха, ни пера
не разу не покаялся
ни два ни полтора
ни на кого обижаться
ни для кого не секрет.
Упражнение 4
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
1. Письмен…ый язык – ис…кус…твен…ый, как бы (не, ни) был он естественен, прост, жив и свободен (Бел.). 2. Какое счастье (во) время ум…реть для человека, (не, ни) умеющего в свой час (не, ни) сойти со сцены, (не, ни) идти вперёд (Герц.). 3. Едва ли (не, ни) высшее из насл…ждений – насл…ждение тв…рить (Г.). 4. Как (не, ни) глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, что (бы) смутить умного человека (Г.). 5. Гражданин нации, кто бы он (не, ни) был, есть (не, ни) что иное, как её единица, солдат в рядах – и один за целую, развитую нацию отвечать и решать (не, ни) может! (Гонч.) 6. Как (не, ни) притворяйся, как (не, ни) вихляйся, а человеком родился, человеком помрёшь (М.Г.). 7. В лихост… и завист… (не, ни) проку, (не, ни) радости (Посл.). 8. (Не, ни) то мысли, (не, ни) то воспоминания, (не, ни) то мечты бродили в его [Оленина] голове (Л.Т.). 9. Без книг мы теперь (не, ни) можем (не, ни) жить, (не, ни) борот…ся, (не, ни) страдать, (не,ни) радоват…ся и побеждать, (не, ни) уверен…о идти к тому разумному и прекрасному буду…щему, в какое мы (не,ни) покол…бимо верим (Пауст.). 10. Русский (не, ни) с меч…м, (не, ни) с калач…м (не, ни) шутит (Посл.). 11. Человека приласкать (не, ни) когда (не, ни) вредно (М.Г.). 12. Хвалы пр…манчивы; как их (не, ни) пожелать? (Кр.) 13. Готовых убеждений нельзя (не, ни) выпросить у добрых знакомых, (не, ни) купить в книжной лавк… (Пис.). 14. О чём бы (не, ни) молился человек – он мол…тся о чуде (Т.). 15. Люди бездушные (не, ни) когда и (не, ни) о чём (не, ни) тоскуют (Одоев.). 16. Как (не, ни) вертись собака, а хвост позади (Посл.). 17. Нельзя (не, ни) пожалеть, что наши писатели слишком редко справляются с Словарём Российской Академии (П.). 18. Когда человек смеётся, он зла (не, ни) сдела…т (Пауст.). 19. Но кто же в своей жизн… (не, ни) делал глупостей! (Л.) 20. Чист молодец: (не, ни) коз, (не, ни) овец (Посл.). 21. Что (не, ни) говори, но звуки души и сердца, выражаемые словом, в несколько раз разнообразнее музыкальных звуков (Г.). 22. Шум – смерти (не, ни) помеха (М.Г.).
- Русский язык. Трудные случаи орфографии Справочник и практикум
- Часть I правописание корней с чередующимися гласными
- 3. Чередование а(я) /им, ин
- Тренировочные упражнение
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание приставок при-, пре-
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание -о-е-ё- после шипящих и ц
- 1. Буквы ё, о после шипящих в корнях слов
- 2. Буква о, е, ё в суффиксах и окончаниях разных частей речи после щипящих
- 3. Буквы о, е после ц
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание личных окончаний глаголов
- 3. Поставь глагол в неопределенную форму (не
- 4. Входит ли в состав 11 глаголов – исключений: гнать,
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Образование причастий и правописание суффиксов причастий
- Тренировочные упражнения
- Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Вариант 3
- Правописание н–нн в кратких прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание н - нн в существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание частиц не, ни
- I. Частица не — отрицательная.
- Вариант 2
- Правописание приставки не и частицы не
- Правописание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на -о.
- Правописание не с глаголом и его формами
- Семантические критерии разграничения прилагательных и причастий.
- Структурно-грамматические основания разграничения прилагательных и причастий.
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание сложных слов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Правописание сложных существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание сложных прилагательных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание наречий
- Правописание наречий через дефис
- Слитное и раздельное написание наречий
- I. Наречия, образованные от прилагательных
- II. Наречия, образованные от числительных
- III. Наречия, образованные от местоимений
- IV. Наречия, образованные от существительных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2.
- Правописание предлогов и союзов
- Правописание предлогов
- Правописание союзов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Ответы к упражнениям
- Часть II Тема:Правописание согласных в корне слова
- Тема: Правописание гласных в корне слова Упражнение 1
- Сторожил – старожил
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Чем же «маркет» такой «супер»?
- Тема: Правописание о – ё после шипящих.
- Гласные после ц.
- Употребление букв ъ и ь; ё и э.
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Тема: Правописание приставок Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7 Исправьте орфографические ошибки в тексте. День именин
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний Прилагательных Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний глаголов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 5
- Крикните – крикнете
- Упражнение 6
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание н-нн в разных частях речи
- Упражнение 4 Вставьте пропущенные буквы. Определите часть речи, в которой вы поставили -н- и -нн-.
- Упражнение 5
- Наречий Упражнение 1
- Упражнение 4
- Тема: Правописание сложных слов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7
- Тема: Правописание предлогов и союзов
- Тема: Правописание не и ни Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 5
- Тургенев
- Тема: Правописание не с разными частями речи
- Осенью в Балаклаве
- Тема: Слитные, дефисные и раздельные написания
- Тема: Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
- Богославская Зоя Михайловна,