logo
1 курс, 1 семестр / Практика по русскому языку / trudnye_sluchai_orfografi

Русский язык. Трудные случаи орфографии Справочник и практикум

Учебное пособие

Кемерово 2008

ББК Ш 141. 12 я 73

УДК 811. 161. 1`35 (075. 8)

К

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Рецензенты:

Институт международного образования и языковой коммуникации ГОУ ВПО «Томского политехнического университета»

Кандидат педагогических наук, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования И. Г. Вертилецкая

Богословская З.М., Гордеева Н.Г., Иванова Н.Н., Мелькина Н.С., Ростова А.Н., Чабаненко М.Г.

К Русский язык. Трудные случаи орфографии. Справочник и практикум: Учебное пособие. / Под ред. А.Н. Ростовой / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. –

с. 171

ISBN

Пособие включает две части. В первой части излагаются наиболее трудные для усвоения темы орфографии. Здесь содержатся орфографические правила, методические рекомендации по их усвоению, образцы рассуждения, алгоритмы, таблицы, а также тренировочные и контрольные задания, способствующие формированию навыков грамотного письма. Пособие вооружает обучаемых способами применения правил при выборе написания. Орфографические правила даны в более широком объёме, чем предусмотрено программой для школьников 5-9 классов.

Во второй части пособия помещены упражнения, нацеленные на овладение навыками грамотного письма по всем разделам орфографии.

Пособие адресовано студентам-филологам и журналистам, преподавателям вузов и школ, оно может быть использовано учащимися подготовительных отделений вузов, абитуриентами, школьниками старших классов при подготовке к ЕГЭ, а также всеми, кто нуждается в овладении навыками грамотного письма.

ISBN ББК Ш 141. 12 я 73

© Богословская З.М., Гордеева Н.Г., Иванова Н.Н., Мелькина Н.С., Ростова А.Н., Чабаненко М.Г., 2008

© ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из причин недостаточной орфографической грамотности студентов является слабое знание правил правописания, неумение применять их на практике, отсутствие орфографической зоркости.

Данное пособие не ставит целью детальное изложение имеющихся орфографических правил. Его цель – помочь студентам организовать самостоятельное изучение и систематическое освоение наиболее трудных правил орфографии, овладеть навыками грамотного письма.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения. При этом надо учитывать, что слово «автоматизация» означает «способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определённых правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации» (Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1996, с. 91).

Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

– знание орфографических правил;

– знание схемы применения правил и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

– упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.

Отметим также, что важным условием формирования орфографических навыков является вариативность дидактического материала.

Практические цели пособия обусловили его содержание, а условия формирования навыков – структуру подачи материала.

Подбор тем обусловлен стремлением уделить преимущественное внимание трудным случаям орфографии: правописанию гласных после шипящих и Ц; написанию Н-НН в разных частях речи; правописанию личных окончаний глаголов; разграничению частиц НЕ и НИ и другим.

Каждый раздел пособия включает орфографические правила, схему их применения, тренировочные и контрольные упражнения. К заданиям тренировочного характера, отмеченным*, даны ответы, обеспечивающие студентам возможность осуществлять самоконтроль за ходом усвоения материала, что, несомненно, способствует активизации их познавательной деятельности.

Материалы второй части пособия могут быть использованы как на практических занятиях, так и в процессе самостоятельной подготовки студентов.

ВВЕДЕНИЕ

Овладение орфографическими навыками, выработка умения писать сознательно и грамотно предполагает знание элементарных теоретических основ русской орфографии.

Орфография – это свод правил, устанавливающий единообразие способов передачи речи на письме. Орфография всех языков мира основана на каких - либо принципах. Принципы написания связаны, в первую очередь, с тем, как осуществляется в языке передача звуков графическими знаками. Для русской орфографии ведущим является морфологический принцип, который обеспечивает единообразное написание значимых частей слова – морфем. Морфемы сохраняют на письме единое обозначение, несмотря на то что в произношении они имеют меняющийся звуковой вид в зависимости от фонетических условий. Образец для единства устанавливается по так называемым опорным написаниям: для гласных – позиция под ударением, для согласных – перед гласными, сонорными согласными (Л, М, Н, Р) и В.

Опорное правило проверки состоит в следующем: сомнительную букву надо путём изменения слова или подбора другого слова поставить в опорное положение в составе той же морфемы. Важно, чтобы была та же самая морфема, а не обязательно то же слово! Например: написание гласной в корне слова ОБЪЕДИНЯТЬ можно проверить с помощью родственных слов ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВО; а правописание гласной в приставке – путем подбора слов с той же приставкой: ОБЖИК, ОБЛИК.

Морфологическое письмо дает возможность разграничивать большое количество омонимов в русской речи: плод – плот, бал – балл, компания – кампания, ожог (сущ.) – ожег (глаг.) Для выбора правильного опорного написания необходимо учитывать значение слова. Ср. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ (РАЗВИТИЕ) и РАЗВЕВАЮЩИЕСЯ ФЛАГИ (ВЕЯТЬ).

Орфографические написания в русском языке могут определяться также фонетическим и традиционным принципами.

Фонетический принцип заключается в том, что в написании слова отражаются позиционные варианты, т.е. написание в соответствует произношению. На фонетическом принципе основано правописание приставок на -З/-С: безжалостный бесследный, развести – распутать, избить – испортить, воздвигнуть – востребовать (но не приставки с, которая пишется в соответствии с морфологическим принципом: сбить, сварить, сдать, сбросить); написание Ы вместо И в начале корня, после приставки на согласную: ИГРАТЬ-СЫГРАТЬ, РАЗЫГРАТЬ, но ВЫИГРАТЬ; правописание приставки РОЗ/РОС – РАЗ/РАС: розвальни – развалиться, роспись – расписаться.

Традиционный принцип проявляется в немногочисленных случаях написания, сохранившихся по традиции, но не соответствующих современному состоянию языка. Это, например, написание И после твердых шипящих «Ж» и «Ш»: жизнь, шить; написание всех корней с чередующимися гласными (ЛОЖ-ЛАГ-, КОС-КАС-, ГОР-ГАР-, РОС-РАСТ-РАЩ- и др.) и написание слов с непроверяемыми гласными и согласными («словарные слова») типа ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ПЕССИМИЗМ, АРТИЛЛЕРИЯ, ПЕРИФЕРИЯ.

Иногда называют также словесно-семантический принцип, регулирующий правила о слитном, полуслитном и раздельном написании слов, в частности, правописание сложных слов в отличие от словосочетаний (долгоиграющая пластинка и долго играющий во дворе мальчик), слитное написание НЕ и НИ с различными частями речи (нерешённая проблема и никем не решённая проблема) правописание наречий (ВООБЩЕ, В ОБЩЕМ, ВО- ПЕРВЫХ).

Теоретическую основу орфографических действий составляют знания

– по фонетике (умение различать звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные, устанавливать чередование гласных и согласных);

– по морфемике и словообразованию (умение правильно выделить в слове основу и окончание, а в основе – приставку, корень, суффикс; подобрать однокоренные слова; определить способ образования слов; обнаружить соединительные гласные О и Е);

– по морфологии (умение различать части речи и верно определять их грамматические признаки, например, род существительных, спряжение глаголов и т.д.);

– по синтаксису (умение установить связь слов в словосочетании, выделив главное слово и зависимое).

Правила, анализируемые в данном пособии, требуют глубокого сознательного усвоения. Применение того или иного из них зависит часто от умения оценить языковой факт, от освоения такого приёма, как рассуждение.

Прежде чем приступить к выполнению задания, следует:

– выучить соответствующее орфографическое правило;

– внимательно ознакомиться с методическими советами, которые даны для того, чтобы обеспечить правильность действий в процессе работы, и поступать так, как рекомендуется, не пропуская ни одного пункта.

Задания рекомендуется выполнять в той последовательности, в которой они предложены. После выполнения задания проверьте правильность, обратившись к ответам в конце пособия (не рекомендуется заглядывать в ответы в процессе выполнения упражнений!). Сравнение с проверочным текстом даст возможность обнаружить допущенные ошибки. Прежде чем их исправлять, необходимо ещё раз повторить алгоритм рассуждения.

Выполнение всех требований и вдумчивая систематическая работа будут способствовать формированию орфографической грамотности.