Образование причастий и правописание суффиксов причастий
Образование причастий тесно связано с глагольными категориями вида и переходности.
С категорией вида связано образование временных форм причастий, а именно: от глаголов несовершенного вида образуются причастия и настоящего, и прошедшего времени; от глаголов совершенного вида можно образовать только причастия прошедшего времени.
С переходностью глагола связано образование залоговых форм причастий, а именно: от переходных глаголов образуются и действительные, и страдательные причастия, а от непереходных глаголов страдательные причастия не образуются.
Всё изложенное можно представить в виде таблицы:
глагол
| вид
| переход.-непереход.
| действительное причастие
| страдательное причастие | ||||
|
|
| наст. время | прош. время | наст. время | прош. время | ||
читать | несов. вид | переходный | + | + | + | (+) | ||
прочитать | соверш. вид | переходный | – т.к. сов.в. | + | – т.к. сов. в. | + | ||
умываться | несов. вид | непереходн. | + | + | – т.к. неперех. | – т.к. неперех. | ||
умыться | соверш. вид | непереходн. | – т.к. сов. в. | + | – т.к. неперех. | – т.к. неперех. |
Итак, количество причастных форм у разных глаголов варьируется от 1-го до 4-х, в зависимости от вида и переходности глаголов.
Примечание: Переходные глаголы – это такие, действие которых переходит на прямой объект, выраженный:
а) В.п. без предлога – читать книгу.
б) Р.п. со значением «часть от целого» – купить хлеба.
в) Р.п. при глаголе с отрицанием – Не догнать тебе бешеной тройки.
Выбор суффиксов причастий зависит от спряжения глагола.
глагол | спряжение | действит. причастие
| страдат. причастие | ||
|
| наст. вр. основа глагола наст. вр. | прош. вр. основа глагола прош. вр. | наст. вр. | прош. вр. |
читать | I | -ущ- -ющ- | -вш- -ш- | -ем- -ом- | -н(н)- -т- |
видеть | II | -ащ- -ящ- | -вш- -ш- | -им- | -ен(н)- |
Примечание: В действительных причастиях прошедшего времени суффикс - в - , - вш - не вызывает сомнений при написании. Ошибаются в выборе гласной, стоящей перед суффиксом.
Помните! 1) Гласная переходит в причастие из основы прошедшего времени глагола, от которой образовано действительное причастие прошедшего времени: увидел – увидевший, выкатил – выкативший, обессилел – обессилевший. 2) В страдательных причастиях прошедшего времени трудности при письме вызывает выбор гласной буквы, предшествующей сочетанию букв НН.
От глаголов, оканчивающихся в инфинитиве на – ать, -ять, -еть причастия образуются с сохранением букв а, я, е перед суффиксом –нн-: расстрелять – расстрелянный, развешать, развешанный, увидеть – увиденный.
От глаголов, оканчивающихся в инфинитиве на - ить, страдательные причастия прошедшего времени образуются с суффиксом - енн: развесить – развешенный.
Исключения составлют глаголы с корнями – ровн – равн. Они образуют причастия с суффиксами – енн, хотя в инфинитиве оканчиваются на – ять: выровнять, но выровненный.
Страдательные причастия прошедшего времени
- ять я +нн
- ать а + нн - ить енн
- еть е + нн
Примечания:
1. Необходимо разграничить причастия, образованные от приставочх форм глаголов весить и вешать, которые зависят от значения слова.
а) завешенный (от завесить) – закрытый чем-нибудь: Елена дрогнула при виде этой постели, этих занавешенных гардин. (Причастие занавешенный образовано от глагола занавесить.) | Завешанный (от завешать) – помещенный в большом количестве на всем пространстве: В гостиной, завешанной картинами и портретами,. сидело за столом несколько человек. |
б) навешенный (от навесить) – висящий, надетый на что-нибудь: Плохо навешенная дверь ужасно скрипела. | Навешанный (от навешать) – значение то же, что у завешанный: Навешанные в два ряда портреты многочисленных родственников занимали почти всю стену. |
в) обвешенный (от обвесить) – имеющий неполный вес: Очень неприятно попасть в категорию обвешенных покупателей . | Обвешанный (от обвешать) – значение то же, что у завешанный: Простор равнины сливался в обвешанное редкими облаками небо. |
г) развешенный (от развесить) – быть разделенным на части по весу: Разрезанный и развешенный на порции хлеб положили в большую тарелку. | Развешанный (от развешать) – значение то же самое: А в комнате рояль и по порядку развешанные красные ковры. ( В печати встречаются оба причастия развешенный и развешанный в применении к слову белье. Нормативным следует признать причастие с суффиксами -а- и -нн-: развешанные для просушки посреди сада рубахи и простыни.) |
д) свешенный (от свесить) – опущенный книзу: Аким уже не спал; он сидел со свешенными ногами на печи. | Свешанный (от свешать) – имеющий определенный вес: Не успел он положить в сумку мясо, свешанное продавцом, как к нему подошел товарищ. |
Таким образом, анн пишется у причастий, которые имеют значение «размещенный в большом количестве на большом пространстве»; во всех других значениях следует писать суффикс – енн-. Исключение: свешанный | |
2. У причастий повешенный (висящий или подвергнутый смертной казни через повешение) и подвешенный (прикрепленный к чему-нибудь) нет параллельного причастия с суффиксом –анн-. |
|
| 3. Причастия увешанный (закрывший пространство чем-нибудь) и помешанный (во всех значениях) пишутся только с суффиксом –анн-. |
- Русский язык. Трудные случаи орфографии Справочник и практикум
- Часть I правописание корней с чередующимися гласными
- 3. Чередование а(я) /им, ин
- Тренировочные упражнение
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание приставок при-, пре-
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание -о-е-ё- после шипящих и ц
- 1. Буквы ё, о после шипящих в корнях слов
- 2. Буква о, е, ё в суффиксах и окончаниях разных частей речи после щипящих
- 3. Буквы о, е после ц
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание личных окончаний глаголов
- 3. Поставь глагол в неопределенную форму (не
- 4. Входит ли в состав 11 глаголов – исключений: гнать,
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Образование причастий и правописание суффиксов причастий
- Тренировочные упражнения
- Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Вариант 3
- Правописание н–нн в кратких прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание н - нн в существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание частиц не, ни
- I. Частица не — отрицательная.
- Вариант 2
- Правописание приставки не и частицы не
- Правописание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на -о.
- Правописание не с глаголом и его формами
- Семантические критерии разграничения прилагательных и причастий.
- Структурно-грамматические основания разграничения прилагательных и причастий.
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание сложных слов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Правописание сложных существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание сложных прилагательных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание наречий
- Правописание наречий через дефис
- Слитное и раздельное написание наречий
- I. Наречия, образованные от прилагательных
- II. Наречия, образованные от числительных
- III. Наречия, образованные от местоимений
- IV. Наречия, образованные от существительных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2.
- Правописание предлогов и союзов
- Правописание предлогов
- Правописание союзов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Ответы к упражнениям
- Часть II Тема:Правописание согласных в корне слова
- Тема: Правописание гласных в корне слова Упражнение 1
- Сторожил – старожил
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Чем же «маркет» такой «супер»?
- Тема: Правописание о – ё после шипящих.
- Гласные после ц.
- Употребление букв ъ и ь; ё и э.
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Тема: Правописание приставок Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7 Исправьте орфографические ошибки в тексте. День именин
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний Прилагательных Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний глаголов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 5
- Крикните – крикнете
- Упражнение 6
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание н-нн в разных частях речи
- Упражнение 4 Вставьте пропущенные буквы. Определите часть речи, в которой вы поставили -н- и -нн-.
- Упражнение 5
- Наречий Упражнение 1
- Упражнение 4
- Тема: Правописание сложных слов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7
- Тема: Правописание предлогов и союзов
- Тема: Правописание не и ни Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 5
- Тургенев
- Тема: Правописание не с разными частями речи
- Осенью в Балаклаве
- Тема: Слитные, дефисные и раздельные написания
- Тема: Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
- Богославская Зоя Михайловна,