Правописание личных окончаний глаголов
Русский глагол имеет два спряжения, которые отличаются друг от друга личными окончаниями в формах настоящего (будущего) времени:
-
1 спряжение
2 спряжение
Ед.ч. Мн.ч.
Ед.ч. Мн.ч.
1 л. –у(ю) -ем
2 л. –ешь -ете
3 л. –ет -ут (ют)
1 л. –у (ю) -им
2 л. –ишь - ите
3л. –ит - ат (ят)
В устной речи чётко противопоставлены глаголы 1 и 2 спряжения с ударными личными окончаниями. Как они различаются, видно из таблицы, где окончания приведены в фонетической записи:
-
1 спряжение
2 спряжение
Единственное
число
1 л. несу
2 л. не [с`ош]
3 л. не [с`от]
1 л. гово [р`у]
2 л. гово [р`иш]
3 л. гово [р`ит]
Множественное
число
1 л. не [с`ём]
2 л. не [с`от]е
3 л. нес [ут]
1 л. гово [р`им]
2 л. гово [р`ит]е
3 л. гово [р`ат]
Следовательно, у глаголов с ударными окончаниями каждая форма (кроме формы 1л. ед.ч.) указывает на спряжение.
Трудности возникают:
при определении спряжения у глаголов с приставкой ВЫ-, которая, присоединяясь к глаголу, перетягивает на себя ударение и делает окончание безударным. Например: в бесприставочном глаголе СПАТЬ в личной форме ударение падает на окончание: спи`шь, спи`те, а в приставочном глаголе вы`спишься ударение переходит на приставку ВЫ-.
Запомните! Спряжение глаголов с приставкой ВЫ- следует определять по ударной личной форме бесприставочного глагола:
Вы`берет – бе`рет - 1 спряжение
Выговорят – говоря`т - 2 спряжение,
Обратите внимание на трудности определения спряжения у глаголов с омонимичными личными формами. Сравните: вырасти – 1 спряжение (так как расте`шь, расте`т) и вырастить – 2 спряжение (так как расти`шь, расти`т).
-
1 л. ед .ч.
2 л. ед. ч.
3 л. ед. ч.
Вырасту
Вырастешь
Вырастет
Выращу
Вырастишь
Вырастит
Он скоро вырастет Он вырастит (растит)
(растет) большим. дерево.
трудности возникают при определении спряжения у глаголов с безударными личными окончаниями, которые вызываются следующими причинами:
В безударном положении не различаются в произношении Е и И. Мы одинаково произносим КЛЕИШЬ и СЕЕШЬ, ДЫШИШЬ и ПИШЕШЬ.
Широко распространено среди говорящих по-русски произношение –УТ в 3 л. мн.ч. у глаголов 2 спряжения. До недавнего времени такое произношение не запрещалось орфоэпическими нормами, оно считалось вариантным. Следовательно, в устной речи можно встретить не только ПИШУТ, РЕЖУТ, но и ДЫ`Ш[УТ], СЛЫ`Ш[УТ] при орфографически правильных ДЫШАТ, СЛЫШАТ.
Как же определить спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями? Следует помнить правило определения спряжения по неопределенной форме глагола:
Ко 2 спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями, которые:
А) в неопределенной форме оканчиваются на –ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ;
Б) семь глаголов на –ЕТЬ: ВЕРТЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ОБИДЕТЬ;
В) четыре глагола на –АТЬ: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ.
Глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на –АТЬ, -ОТЬ,-ЕТЬ и др. (кроме названных 2 глаголов), относятся к 1 спряжению, например: беседовать, вытереть, молоть, мыть.
Кроме глаголов 1 и 2 спряжения, существуют разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть, брезжить, которые в парадигме имеют окончания 1 и 2 спряжения. Ср.: брезжит – 2 спряжение, брезжут – 1 спряжение. Обратите внимание на спряжение глагола ХОТЕТЬ, который в единственном числе имеет безударные окончания 1 спряжения (хочу, хочешь, хочет), а во множественном числе – ударные окончания 2 спряжения (хотим, хотите, хотят).
При определении спряжения на практике необходимо пользоваться учебным алгоритмом.
Определите, ударное личное окончание или нет.
ДА НЕТ
Спряжение определяем
по ударному личному окончанию
Есть ли у глагола приставка ВЫ-
ДА НЕТ
Определяем спряжение
по бесприставочной
личной форме
- Русский язык. Трудные случаи орфографии Справочник и практикум
- Часть I правописание корней с чередующимися гласными
- 3. Чередование а(я) /им, ин
- Тренировочные упражнение
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание приставок при-, пре-
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание -о-е-ё- после шипящих и ц
- 1. Буквы ё, о после шипящих в корнях слов
- 2. Буква о, е, ё в суффиксах и окончаниях разных частей речи после щипящих
- 3. Буквы о, е после ц
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание личных окончаний глаголов
- 3. Поставь глагол в неопределенную форму (не
- 4. Входит ли в состав 11 глаголов – исключений: гнать,
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Образование причастий и правописание суффиксов причастий
- Тренировочные упражнения
- Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Вариант 3
- Правописание н–нн в кратких прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание н - нн в существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание частиц не, ни
- I. Частица не — отрицательная.
- Вариант 2
- Правописание приставки не и частицы не
- Правописание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на -о.
- Правописание не с глаголом и его формами
- Семантические критерии разграничения прилагательных и причастий.
- Структурно-грамматические основания разграничения прилагательных и причастий.
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание сложных слов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Правописание сложных существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание сложных прилагательных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание наречий
- Правописание наречий через дефис
- Слитное и раздельное написание наречий
- I. Наречия, образованные от прилагательных
- II. Наречия, образованные от числительных
- III. Наречия, образованные от местоимений
- IV. Наречия, образованные от существительных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2.
- Правописание предлогов и союзов
- Правописание предлогов
- Правописание союзов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Ответы к упражнениям
- Часть II Тема:Правописание согласных в корне слова
- Тема: Правописание гласных в корне слова Упражнение 1
- Сторожил – старожил
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Чем же «маркет» такой «супер»?
- Тема: Правописание о – ё после шипящих.
- Гласные после ц.
- Употребление букв ъ и ь; ё и э.
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Тема: Правописание приставок Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7 Исправьте орфографические ошибки в тексте. День именин
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний Прилагательных Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний глаголов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 5
- Крикните – крикнете
- Упражнение 6
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание н-нн в разных частях речи
- Упражнение 4 Вставьте пропущенные буквы. Определите часть речи, в которой вы поставили -н- и -нн-.
- Упражнение 5
- Наречий Упражнение 1
- Упражнение 4
- Тема: Правописание сложных слов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7
- Тема: Правописание предлогов и союзов
- Тема: Правописание не и ни Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 5
- Тургенев
- Тема: Правописание не с разными частями речи
- Осенью в Балаклаве
- Тема: Слитные, дефисные и раздельные написания
- Тема: Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
- Богославская Зоя Михайловна,