logo
1 курс, 1 семестр / Практика по русскому языку / trudnye_sluchai_orfografi

Тренировочные упражнения

Упражнение № 17.

Используя приведенные выше алгоритм и образец рассуждения, объясните правописание Н / НН в следующих словосочетаниях.

Лебединое озеро, кипяченая вода, обветренные руки, избранные сочинения, невиданный успех, писанная акварелью картина, писаная красавица, экскурсионный автобус, закованный узник, именные часы, шерстяные вязаные носки, вязанный из шерсти шарф, взбешенная лошадь.

Упражнение № 18*.

Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор (выполняйте по образцу).

Революцио_ый праздник, корчева_ый участок, медле_ый вальс, негаше_ая известь, груже_ая кирпичом машина, жаре_ая рыба, поджаре_ый картофель, кова_ое железо, неписа_ые правила, карти_ая галерея, огне_ый шквал, дикови_ые цветы, мыши_ая возня, беше_ый скачок, тисне_ый золотом билет.

Образец:

Слово из задания

Объяснение написания Н-НН

Смышленый ученик

Образовано от глагола несовершенного вида (что делать? – смыслить), не оканчивается на –ованный/-еванный, не имеет зависимых слов.

Печенный в золе картофель

Образовано от глагола несовершенного вида, но имеет зависимое слово (печенный где? – в золе).

Временное удостоверение

Образовано от существительного времена (время) с суффиксом Н.

Упражнение № 19*.

Выпишите сначала отыменные прилагательные, затем отглагольные, вставьте пропущенные буквы.

Авиацио_ый, атакова_ый, дарова_ый, бездо_ый, бракова_ый, вахте_ый, вея_ый, возмуще_ый, дубле_ый, завеща_ый, завороже_ый, золоче_ый, исти_ый, казе_ый, кваше_ый, клюкве_ый, лише_ый, лягуши_ый, неноше_ый, незва_ый, нежда_ый, неезже_ый, платя_ой, полирова_ый, пече_ый, торжестве_ый, торфя_ой, реше_ый, полотня_ый, рассекрече_ый, телефо_ый, туше_ый.

Упражнение № 20.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Произнесё_ое метко, все равно что писа_ое, не вырубливается топором (Н. Г.). 2. Осмысле_ая жизнь без определё_ого мировоззрения – не жизнь, – тягота, ужас (Ч.). 3.Нет ничего тягостней сознания только что сдела_ой глупости (Т.). 4. Как золото добывается промыванием, так и хорошие, хорошо выраже_ые мысли (Л.Т.). 5. Смотреть на людей со слома_ой совестью еще страшней, чем на избитых (Ю.Фучик). 6. Силу воли тоже надо воспитывать. Избалова_ые и изнеже_ые дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают слабовольными эгоистами (Ф.Дзержинский). 7. Улыбки и шутки должны пронизывать серьезность, как лавсан шерстя_ую ткань. Тогда человеческие отношения не будут мяться (Светл.). 8. Ум ограниче_ый, но здравый в конце концов утомляет нас меньше, чем широкий, но пута_ый. 9. Исти_ое благоразумие состоит в том, чтобы при начале какого-нибудь дела предусмотреть его конец. Слово, удержа_ое тобой, раб твой, слово, вырвавшееся у тебя, - господин твой. Эгоизм и себялюбие всегда оказывались дря_ыми товарищами жизни (Из книги «Золотые россыпи»). 10. Воспитание без всесторо_его обогащения собстве_ого опыта – абсурд (Тельман).

Упражнение № 21.

Вставьте пропущенные буквы; объясните разное количество Н в однокоренных прилагательных и причастиях.

Скош_ые травы, коше_ые травы, коше_ые утром травы, некоше_ые травы, еще не коше_ые травы; стриже_ые волосы, подстриже_ые волосы, нестриже_ые волосы; непроше_ые посетители, опроше_ые свидетели; вымоще_ая дорога, моще_ая улица, моще_ая камнем дорога; груже_ые выгоны, разгруже_ые вагоны, неразгруже_ые вагоны, груже_ые углем вагоны; вяле_ая рыба, недовяле_ая рыба, вяле_ая на солнце рыба; пуга_ая ворона, никем не пуга_ые звери, непуга_ые звери, испуга_ые звери; вскипяче_ое молоко, кипяче_ая вода, кипяче_ое утром молоко, прокипяче_ое молоко.

Упражнение №22.

Сопоставив приводимые ниже попарно словосочетания, сделайте вывод о правописании Н_- НН в сложных прилагательных и причастиях.

А. Тканая скатерть – домотканая материя; замороженные овощи – свежезамороженный горошек; неезженая дорога – малоезженая дорога; наезженная дорога – малоезженая дорога; скроенное платье – цельноскроенное платье; званый гость – самозваный правитель.

Б. Вставьте пропущенные буквы.

1) Там, где вьются дороги нехоже_ые, там, где сердце России положено, в земля_ом сундуке чернокова_ом, до конца еще не откопа_ом. 2) Квасами пахнет и пече_ым хлебом. 3) Стоит избушка на кури_ых ножках, ключи гремят, и родники бормочут, берестя_ые ковшики лежат у сорока ключей. 4) Круглеют глубодо_ые пруды, в них караси в парче золотка_ой лениво и торжественно проходят. 5) Сколько в мире тайных сил, неисчерпа_ых, бездо_ых, сколько на земле могил, сколько жизней нерожде_ых. 6) Друг любимый, смерти нет в этой прелести нетле_ой, где струится лу_ый свет, блещут маяки Вселенной (из В.Луговского).

торое варили, т.е. йцо,твительное ва, которое и по значению, и по структуре является самым близким к анализируемому, например

Контрольные упражнения

Вариант 1

1. Жалко ему… сверстника своего, жжё_ого во всех огнях и купа_ого во всех водах. 2. Это уже решё_ое дело. 3. третья тропа была малохоже_ой. 4. Господский дом… с покатой, некогда краше_ой крышей. 5. Он и забыл про эту, три года назад писа_ую картину. 6. Стреля_ый воробей куста боится. 7. И махнул рукой в знак того, что я человек конче_ый. 8. Ей помогали трое не нечёса_ых от колыбели лакеев. 9. Он пересел поближе, вытирая тряпкой масле_ые пальцы. 10. теперь Митя смотрел на него вконец растеря_ым взглядом. 11. Лизка кланялась. И домороше_ые янтари полукружьем свисали с её худой, полудетской шеи. 12. Встречая солнце, курослеп и кашка росу студе_ую по капле пьют. 13. Стриже_ая по-американски девчонка встретила его в коридоре. 14. Под крылом Смоленщина лежит на земной натруже_ой ладони.

2. 1. Костры дразнят его недрема_ый взор манящими огнями. 2. Сыр оказался скверный, хлеб недопечё_ый и кислый. 3. При свете вспыхивающих молний они увидели два гружё_ых состава. 4. Кое-где проглядывала из-под снега колея заброше_ой, нехоже_ой дороги. 5. Бережё_ого коня зверь не берёт. 6. В горнице, кроме краше_ой кровати с точё_ми шишками по углам, стоит возле дверей окова_ый сундук. 7. А один наставил десятка полтора старых, чине_ых-перечине_ых будильников. 8. Вроссыпь лежали Маринова_ые огурцы, разворошё_ый вилок розоватой Кваше_ой капусты. 9. Мне, брат, всю жизнь при жеребцах не крутиться. Я с ним не венча_ый. 10. В манерах дела_ая, внешняя веселость. 11. Стояли краше_ые огурцы, черные сухари и реза_ая кусочками рыба.

Вариант 2

Закова_ые в гранит волны моря, подавле_ые громадными тяжестями, скользящими по их чугу_о-серым хребтами, бьются и ропщут, вспене_ые, загрязнё_ые ржавым масле_ым хламом. Звон якорных цепей, грот сцеплений вагонов, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на мощё_ую пристань, скрип немаза_ых извозчичьих телег, крики грузчиков, матросов в рва_ых тельняшках и таможе_ых солдат в понош_ой форме – все эти звуки сливаются в оглушительную симфонию трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью. К ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков – то глухие, ропщущие, то резкие, гремящие.

Гранит. Железо, краше_ые деревя_ые ящики, мощё_ая брусчаткой набережная, суда и люди – все дышит мощным звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей почти неслышны в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборва_ые, согнутые под тяжестью невида_ых заморских товаров, ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами заколоче_ых ящиков, гремящими вагонами… Созд_ое ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжёлые гигантские пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рождё_ом им, чудится насмешливая нота презрения к серым, обыде_ым, измождё_ым фигурам людей.

До слёз смешные дли_ые лома_ые вереницы грузчиков, несущих на своих плечах тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка.

Потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестящие на солнце машины, построе_ые этими людьми, машины, которые в конце концов приводились в движение не паром, а мускулами и кровью своих творцов. В этой немудрё_ом сопоставлении была целая поэма жёстокой иронии.

Всё кругом казалось напряжё_ым, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освежё_ом воздухе будет дышаться свободно и легко.(По М. Горькому)