Тренировочные упражнения
Упражнение №9.
Используя приведенный выше алгоритм и образец рассуждения, объясните правописание личных окончаний глаголов.
Хва`лишь, смо`тришь, слы`шишь, слу`шаешь, назна`чишь, ма`шешь, се`ешь, ко`лешь, вер`тишься, те`рпишь, кле`ишь, кро`ишь, ло`вишь, хо`чешь, вы`гонишь, эконо`мишь.
Упражнение №10*.
Данные глаголы поставьте в форме 2, 3л. ед.ч. и мн. ч. Выделите окончания.
Бежать, терпеть, участвовать, блистать, блеснуть, вдохновить, воодушевлять, зависеть, надеть. Выгнать, объявлять, строиться.
Упражнение № 11.
Образуйте от данных глаголов формы 3л., ед.ч. и мн. настоящего или будущего времени. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжение. Обозначьте личные окончания.
Гнать, гонять, выгружать, водрузить, заправить, заправлять, отвечать, проверить, проверять, обидеть, обижать, бросить, бросать, утешиться, встретить, встречать.
Упражнение № 12.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание буквы Е и И. Глаголы в повелительном наклонении подчеркните одной чертой, а в изъявительном наклонении – двумя.
Примечание: нередко смешивают формы 2л. изъявительного наклонения и повелительного наклонения. Напоминаем, что глаголы повелительного наклонения, которые обозначают просьбу или побуждение к действию, образуются при помощи суффикса И, а во мн.ч. добавляется окончание -ТЕ. Например: писать – пиши, пишите.
Образец выполнения:
Вы пишете красиво – глагол ПИШЕТЕ – изъявительного наклонения, 1 спр., 2л., мн.ч., пишете –ЕТЕ.
Пишите мне чаще. – ПИШИТЕ – повелительное наклонение глагола образовано от основы настоящего времени – суффикс И + окончание ТЕ.
1. Стукн_те мне в окно, когда пойдете на рыбалку. Когда стукн_те, я мигом соберусь. 2. Выскаж_те все, что вы дума_те об этом деле. Если вы все выскаж_те, то стан_те спокойнее. 3. Выпиш_те из текста определения. После того, как вы их выпиш_те, выбер_те из них наиболее яркие эпитеты. 4. Прыгн_те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн_те, почувству_те большое удовольствие. 5. Если будете в Ялте, обязательно посет_те домик Чехова. 6. Вынес_те из комнаты лишние вещи. Когда вынес_те вещи, скажите мне об этом.
Упражнение № 13.
Поставьте данные глаголы в прошедшем, а затем в настоящем или будущем времени. Выделите в неопределенной форме и в прошедшем времени глагольный суффикс, а в настоящем и будущем времени – личные окончания.
Образец выполнения:
Видеть – видел – видит – т.к. 2 спр. (глагол – исключение).
Цепенеть – цепенел – цепенеет – т.к. 1 спр.
Обидеть, зависеть, ненавидеть, сеять, веять, лаять, чуять, каяться, слышать, одеревенеть, окостенеть, обледенеть, остолбенеть.
- Русский язык. Трудные случаи орфографии Справочник и практикум
- Часть I правописание корней с чередующимися гласными
- 3. Чередование а(я) /им, ин
- Тренировочные упражнение
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание приставок при-, пре-
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание -о-е-ё- после шипящих и ц
- 1. Буквы ё, о после шипящих в корнях слов
- 2. Буква о, е, ё в суффиксах и окончаниях разных частей речи после щипящих
- 3. Буквы о, е после ц
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание личных окончаний глаголов
- 3. Поставь глагол в неопределенную форму (не
- 4. Входит ли в состав 11 глаголов – исключений: гнать,
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Образование причастий и правописание суффиксов причастий
- Тренировочные упражнения
- Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Вариант 3
- Правописание н–нн в кратких прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание н - нн в существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание частиц не, ни
- I. Частица не — отрицательная.
- Вариант 2
- Правописание приставки не и частицы не
- Правописание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на -о.
- Правописание не с глаголом и его формами
- Семантические критерии разграничения прилагательных и причастий.
- Структурно-грамматические основания разграничения прилагательных и причастий.
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание сложных слов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Правописание сложных существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание сложных прилагательных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание наречий
- Правописание наречий через дефис
- Слитное и раздельное написание наречий
- I. Наречия, образованные от прилагательных
- II. Наречия, образованные от числительных
- III. Наречия, образованные от местоимений
- IV. Наречия, образованные от существительных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2.
- Правописание предлогов и союзов
- Правописание предлогов
- Правописание союзов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Ответы к упражнениям
- Часть II Тема:Правописание согласных в корне слова
- Тема: Правописание гласных в корне слова Упражнение 1
- Сторожил – старожил
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Чем же «маркет» такой «супер»?
- Тема: Правописание о – ё после шипящих.
- Гласные после ц.
- Употребление букв ъ и ь; ё и э.
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Тема: Правописание приставок Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7 Исправьте орфографические ошибки в тексте. День именин
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний Прилагательных Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний глаголов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 5
- Крикните – крикнете
- Упражнение 6
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание н-нн в разных частях речи
- Упражнение 4 Вставьте пропущенные буквы. Определите часть речи, в которой вы поставили -н- и -нн-.
- Упражнение 5
- Наречий Упражнение 1
- Упражнение 4
- Тема: Правописание сложных слов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7
- Тема: Правописание предлогов и союзов
- Тема: Правописание не и ни Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 5
- Тургенев
- Тема: Правописание не с разными частями речи
- Осенью в Балаклаве
- Тема: Слитные, дефисные и раздельные написания
- Тема: Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
- Богославская Зоя Михайловна,