Тема: Правописание суффиксов и окончаний
Существительных
Упражнение 1
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы.
Череш…нка, солом…нка, француж…нка, неж…нка, протал…нка, жемчуж…нка, монаш…нка, виш…нка, часов…нка, бас…нка, изюм…нка, баш…нка, трещ…нка, расщел…нка, черкеш…нка.
Упражнение 2
Образуйте от данных ниже слов существительные, используя указанные суффиксы.
-ек, -ок, -ик, -чик:
человек, язык, лесок, ёж, свёрток, лист, шалаш, кирпич,
внук, огурец, блин, ломоть
-ец, -иц, -ечк, -ичк:
строенье, мороз, пальто, кресло, масло, вещь, рубашка,
письмо, книга, семя, печенье, блюдце, букашка, ружьё
-чик, -щик: вкладывать, возить, переплетать, летать,
заказать, чеканить, смазать, дрессировать, проходить,
застроить, перебежать, чистить, учитывать, добывать.
Упражнение 3
Вместо многоточия вставьте нужные окончания. Объясните свой выбор.
Соловушк…, муравьишк…, человечишк…, домишк…, братишк…, шинелишк…, парнишк…, золотишк…, травушк…, детинушк…, хвастунишк…, хлебушк…, краюшк…, сараюшк…, батюшк…, горюшк…, долюшк…, полюшк…, хозяюшк…, холодищ…, темнотищ…, ножищ…, грязищ…, дружищ…, топорищ…, жарищ…, собачищ…, домищ…, парнищ…, заборищ…, скучищ…, мозолищ…, ручищ…
Упражнение 4
Образуйте форму предложного падежа единственного числа данных существительных.
Молчунья, кий, музей, Марья, молодёжь, вихрь, галерея, линия, драма, эпопея, летопись, горе, постановление, отчёт, здание, корпус, хата, Анастасия, стакан, бутылка, бутыль, побережье, отмель, аудитория, планетарий, гимназия, лицей, келья, сиянье.
Упражнение 5
От приведённых ниже фамилии и названий населённых пунктов образуйте творительный падеж единственного числа, распределив их на 2 группы:
1) с окончанием – ым 2) с окончанием – ом
А.Н.Некрасов, Киев, М.И.Калинин, Быково, В.В.Быков, Афанасий Никитин, Голицыно, Бородино, А.П.Бородин, Чарлз Роберт Дарвин, Львов, Чарлз Спенсер Чаплин, Саратов, М.Ю.Лермонтов, Сормово, Жюль Верн, Внуково, М.М. Пришвин, Кунцево, Нежин.
Упражнение 6
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
1. Счастье – в пр…дчувстви… счастья (Вамп.). 2. Перево…чики – почтовые лошади просв…щения (П.). 3. Войдёш… в дом с п…клоном – уйдёш… с гостинч…ком (Посл.). 4. Нищ…та – душа порока и пр…ступлений (П.). 5. Бабу с возу – кобыл… легче (Посл.). 6. Гладко было на бумаг…, да забыли про овраг… (Посл.). 7. Делу время, а потех… час (Посл.). 8. У всякой пташк… свои замашки (Посл.). 9. Не пастушка, не королевна и уже не монаш…нка я (Цв.). 10 . Хорошо псу да кошк…- не надо (не, ни) обув…, (не, ни) одёжк…(Посл.). 11. Держи язык на прив…з… (Посл.). 12. Вкус вкусу (не) указ…ик: кто любит арбуз, а кто свин…ой хрящ…к (Посл.). 13. В чужой лодк… всегда больше рыбк… (Посл.). 14. В моей душе лежит сокров…ще, и ключ… поруч…н только мне! (Бл.) 15. В доброй бесед… всяк ума коп…т (Посл.). 16. Дал бог денёч…к, даст и кусоч…к (Посл.). 17. Но (не) душно в этой теснот…, и (не) душно в сырост…и зно…(Ахм.). 18. Память - пр…одоление времен…, пр…одоление смерт… (Лихач.). 19. Утопающий за солом…нку хвата…тся (Посл.). 20. В …ближени... людей – главная задача ис…кус…тва (Л.Т.). 21. Изгнанников, себе подобных, я звать в отчаяни… стал (Л.).
Упражнение 7
Исправьте орфографические ошибки в тексте.
Где-то я слышал, как буд-то в час синех сумирек рождаются ангелы и умерают грешники. Умирают, стиснув зубы, что б не потревожить своим шопотом печальную тишину.
Стихает утомлёная земля, становится безветрено, перестают расскачиваться и скрипеть осиники. В такое синее придвечерье сидел я, привалившись плечём к косяку, на пороге охотничей избушки, заблудившейся в еловой чищобе, смотрел на тайгу, раслабленно впитывая в себя тишину.
Мокрую спину парило от печи, гудящей еловыми паленьями, а лицо карёжило калёным воздухом. Синие сумерки с колдовскойбезшумностью наплывают из таёжных зараслей. Они затопляют лес, поляны, лога, буираки, наряжая синивой пустоши и провалы в тайге и глухие ямы шурфоф, появившихся здесь ещё при царе, – словом, нарижают всё гарелое, уродливое, что моглобы угнетать глаз человеческий. Но синева, также как и солнце, не изменяет таёжной красы. Снега как были белы, так и остались. Они чуть чуть поголубели. Березняк, утомлёный, свесивший перевитые космы, нетронут был синим даже в кронах, лиш слегка потемнел он вглубине, и от того резче отразились в стеклянном воздухе ширенги черезчур пёстрых стволов. Липы сделались чрезвычайно чёрными, а обножённые осиники нервно рябили, и всё вокруг казалось погружённым в бескрайнее онемелое море, вглубине которого замерли земные стихии.
Я смотрю на холодный силует озера, затянутого оловянным прожилистым льдом. Пучьки осоки, ещё незадавленные снегом, будто выболевшие рестницы, торчат вокруг него. Смотрю и вобщем-то понимаю сторожилов ближней деревни, утверждающих, что водиные облюбовали это место для себя.
(В.Астафьев)
- Русский язык. Трудные случаи орфографии Справочник и практикум
- Часть I правописание корней с чередующимися гласными
- 3. Чередование а(я) /им, ин
- Тренировочные упражнение
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание приставок при-, пре-
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание -о-е-ё- после шипящих и ц
- 1. Буквы ё, о после шипящих в корнях слов
- 2. Буква о, е, ё в суффиксах и окончаниях разных частей речи после щипящих
- 3. Буквы о, е после ц
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание личных окончаний глаголов
- 3. Поставь глагол в неопределенную форму (не
- 4. Входит ли в состав 11 глаголов – исключений: гнать,
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Образование причастий и правописание суффиксов причастий
- Тренировочные упражнения
- Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Вариант 3
- Правописание н–нн в кратких прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание н - нн в существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание частиц не, ни
- I. Частица не — отрицательная.
- Вариант 2
- Правописание приставки не и частицы не
- Правописание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на -о.
- Правописание не с глаголом и его формами
- Семантические критерии разграничения прилагательных и причастий.
- Структурно-грамматические основания разграничения прилагательных и причастий.
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание сложных слов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Правописание сложных существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание сложных прилагательных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание наречий
- Правописание наречий через дефис
- Слитное и раздельное написание наречий
- I. Наречия, образованные от прилагательных
- II. Наречия, образованные от числительных
- III. Наречия, образованные от местоимений
- IV. Наречия, образованные от существительных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2.
- Правописание предлогов и союзов
- Правописание предлогов
- Правописание союзов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Ответы к упражнениям
- Часть II Тема:Правописание согласных в корне слова
- Тема: Правописание гласных в корне слова Упражнение 1
- Сторожил – старожил
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Чем же «маркет» такой «супер»?
- Тема: Правописание о – ё после шипящих.
- Гласные после ц.
- Употребление букв ъ и ь; ё и э.
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Тема: Правописание приставок Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7 Исправьте орфографические ошибки в тексте. День именин
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний Прилагательных Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний глаголов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 5
- Крикните – крикнете
- Упражнение 6
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание н-нн в разных частях речи
- Упражнение 4 Вставьте пропущенные буквы. Определите часть речи, в которой вы поставили -н- и -нн-.
- Упражнение 5
- Наречий Упражнение 1
- Упражнение 4
- Тема: Правописание сложных слов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7
- Тема: Правописание предлогов и союзов
- Тема: Правописание не и ни Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 5
- Тургенев
- Тема: Правописание не с разными частями речи
- Осенью в Балаклаве
- Тема: Слитные, дефисные и раздельные написания
- Тема: Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
- Богославская Зоя Михайловна,