Правила, способствующие успешному взаимодействию.
• Основное правило: противостоять сопротивлению оппонента, а потом склонить его на свою сторону. При этом инициатор должен обладать количеством и разнообразием способов воздействия не меньшим, чем у противника.
• Нежелательно сразу же подчеркивать неприемлемость точки зрения, с которой партнер сжился. Лучше использовать прием «нога в дверь»: сначала добиться маленькой уступки и постепенно склонить к большему.
• Если оппонент видит предмет с какой-то стороны правильно, признайте его правоту и покажите, что с другой стороны предмет будет выглядеть иначе. Он быстрее признает вашу правоту
• Если партнер не понял вас, не упрекайте его в бестолковости, лучше примите вину на себя: «Я поторопился, не совсем точно выразил свою мысль».
• После того как накопилось достаточное количество мнений, совпадающих по вопросам, может, и далеким от спора, надо подвести итог: «У нас есть возможность прийти к общему согласию».
Знание положений, приведенных выше, значительно поможет реализовать цели эвристического (убеждающего) воздействия.
Софистический спор в отличие от первых двух имеет целью победить, разгромить, «уничтожить» оппонента. В порыве стремления одержать победу спорящий абсолютно не озабочен поиском истины и не стремится убедить в чем-либо своего партнера. Цель в данном случае предопределяет выбор средств ее достижения. Эти средства (уловки) могут быть двух видов: софизмы и психологически непозволительные (с точки зрения нравственности) приемы.
Софизмами называются намеренные, сознательные логические ошибки в рассуждениях. Софизмы необходимо отличать от паралогизмов, где логические ошибки возникают вопреки желанию рассуждающего. «Коварство» софизмов состоит в том, что спорящий идет на использование неправомерных рассуждений сознательно-преднамеренно, что, в свою очередь, и приводит к «видимости - кажимости» нахождения истины.
Психологически непозволительные приемы («хамские» приемы) направлены на причинение ущерба делу, ради которого противник вступил во взаимодействие со спорящим, либо на нанесение ущерба оппоненту, его престижу. Вывести оппонента из равновесия, заставить его «вскипеть» — значит выиграть дело.
Рассмотрим основные принципы софистического спора.
1. Принцип нетождественности факта и мнения. В споре часто смешивают факт и мнение, а их совершенно необходимо различать.
• Факты существуют независимо от того, что мы о них думаем. Мы можем исказить их, но объективно факты остаются такими, какие они есть.
• Мнение отличается от факта тем, что оно зависит от личностных особенностей, психического состояния, уровня подготовки, заинтересованности в чем-то и многого другого, чему сам человек не придает значения как фактору, влияющему на его восприятие, а потому и на точку зрения, которую он будет отстаивать.
Но самое главное — факт достоверен, мнение вероятно. Тот, кто использует чье-либо мнение в качестве аргумента, нарушает закон достаточного основания, допуская логическую ошибку «предвосхищения основания».
2. Принцип равной безопасности. Суть этого принципа - непричинение ущерба (психологического или иного) ни одному из спорящих.
• Вероятно, любая деятельность характеризуется соотношением конструктивного и деструктивного компонентов. В дискуссии конструктивный компонент выражается в уважении достоинства человека и его права отстаивать свою точку зрения.
• Деструктивный компонент проявляется в разрушении нормальной структуры чего-либо, а в дискуссии — в стремлении насильственно доказать, навязать свою точку зрения, используя непозволительные приемы, нанести удар посильнее.
• Причины деструкции:
- Личные особенности спорящего: уверенность в своей непогрешимости, нетерпимость, подозрительность, стремление навязать свою точку зрения.
- Агрессивность по отношению к оппоненту, стремление унизить его, высмеять, чтобы самому выглядеть лучше.
- Невнятная, расплывчатая формулировка цели спора.
- Ложные представления о правилах ведения дискуссии.
- Особенности ситуации, в которой происходит спор. Так, если ваш противник привел группу своих болельщиков, то они могут намеренно или ненамеренно вызвать эмоциональные помехи; заставят окружающих усомниться в вашей компетентности, отвлекут внимание своими замечаниями; переглядываниями, насмешками.
3. Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого спорящие вступили в дискуссию. Суть его в том, что силы и время спорящих не отвлекаются на защиту эгоцентрических интересов, а направлены на поиски истины или оптимального решения проблемы.
Человека с эгоцентрической направленностью характеризует следующее:
— Он сконцентрирован на самом себе.
— Не способен осознать, каким представляется окружающий мир людям с другой точкой зрения.
— Не способен принять во внимание идею противника, чем сильно осложняет дискуссию.
— Пытается навязать свою волю другим и отстаивает только свои интересы.
— Делит людей на тех, кто помогает ему отстаивать его точку зрения, и тех, кто мешает.
Децентрическая направленность характеризуется:
— Сосредоточенностью внимания, прежде всего на интересах дела, на точке зрения противника.
— Анализом ситуации или проблемы не только со своей точки зрения, но и с точки зрения противника.
— Альтернативным мышлением.
4. Принцип адекватности того. что воспринято, тому, что сказано означает непричинение ущерба сказанному или прочитанному посредством преднамеренного искажения смысла.
Особенности этого принципа проявляются в следующем:
— Если первую пуговицу застегнуть неправильно, то и все остальные тоже будут застегнуты неправильно. Применительно к спору это значит: если начальная мысль воспринята с искажением, то и последующие, связанные с нею цепью умозаключений, будут восприняты ошибочно. Чтобы этого не случилось, необходимо максимально точное восприятие услышанного или прочитанного. Неумение слушать проявляется в том, что мы порой не можем обуздать потребность заговорить раньше, чем обдумаем то, что надо сказать.
• Не вникнув в мысли оппонента, торопимся их опровергнуть.
• Перебиваем его в тот момент, когда он приводит аргументы, к которым стоило бы прислушаться.
• Со всей серьезностью обсуждаем пустяки и пропускаем мимо ушей расхождение во мнениях, касающихся важных дел.
• Сосредоточиваем внимание на внешности, особенности держаться,
• Приписываем словам оппонента смысл, который он и не думал в них вкладывать.
• Пребываем в уверенности, что мы в любой момент докажем противнику, что он не прав.
• Заранее настраиваемся на несогласие с противником.
• Не улавливаем мотивов, побуждающих оппонента противоречить нам.
В результате дискуссия превращается в монолог, где каждый слышит только себя. Иногда и умение слушать есть, да нет психологического настроя на то, чтобы слышать:
- мы устали или чем-то расстроены;
- опасаемся услышать то, что выведет нас из равновесия;
- голова занята множеством проблем и тревог;
- другие причины.
Все это признаки того, что не следует вступать в спор.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Деловой телефон Как культурно беседовать по телефону и принимать посетителей
- Как вписать телефонные разговоры в распорядок рабочего дня
- Основные требования к телефонному разговору
- Основные элементы композиции разговора по телефону
- При разговоре по телефону Не следует
- Следует
- Формулировки в завершение телефонной беседы
- М.Сервантес Коммуникативные основы делового общения
- Советы руководителям
- Правила распорядительства
- Сенека Обязанности подчиненного
- Правила принятия управленческих решений
- Делегирование полномочий - лучший способ управления
- Методика делегирования
- Этика наказания
- Этика увольнения
- Правила комплимента
- Специфические требования к комплименту
- Особенность использования скрытых комплиментов
- В заключение подведем итог сказанному двумя выводами:
- Мастерство конструктивной критики
- Правила конструктивной критики.
- Характеристика эффективных критических оценок
- 1. Критика-похвала
- 2. Безличная критика
- 3. Критика-озабоченность
- 4. Критика-сопереживание
- 5. Критика-сожаление
- 6. Критика-удивление
- 13. Критика-аналогия
- 14. Критика-замечание
- 15. Критика-вопрос
- 16. Критика-опасение
- Умение задавать вопросы
- Критерии классификации вопросов
- Характеристика наиболее эффективных в деловом общении вопросов.
- Технология использования уточняющих вопросов
- Правила постановки вопросов
- Основные виды и правила формулировки ответов
- Если возник спор…
- Мотивация вступления в спор партнера:
- Факторы, препятствующие успешному воздействию на партнера:
- Правила, способствующие успешному взаимодействию.
- Обращения
- При приеме на работу
- Четыре правила для создания положительного первого впечатления
- Деловое общение посредством визитной карточки
- Если вы делаете рекламу…
- О заголовке
- Текст рекламного объявления