logo
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ - 3

Специфические требования к комплименту

Комплимент должен строиться на фактической основе.

Положительному восприятию комплимента способствует ис­пользование в нем фактов, известных обоим партнерам.

Отсутствие фактической основы делает комплимент не­убедительным и может низвести высказывание до уровня ба­нальной лести.

Если есть сомнение, поймет ли собеседник, о каком фак­те идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать его.

Хуже всего, когда комплимент противоречит фактам. На­пример, ваш коллега не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут вос­приняты как насмешка.

Комплимент, по возможности, должен быть кратким.

Комплиментарная часть высказывания должна быть как мож­но более краткой, содержать одну-две мысли, не более. Быть простым по конструкции — значит быть заведомо понятым. Более того, не следует забывать, что убедительность легко по­топляема в море слов.

Комплимент не должен содержать поучений.

Например:

«Ты замечательный помощник, мастер на все руки, но успева­емость надо подтянуть».

В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов.

Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента.

Комплимент без симпатии — несовершенен.

Только про­явив симпатию (сопереживание, сочувствие), можно понять, а что же собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (осо­бенно женщины), быть умными (особенно мужчины), доби­ваться успеха, пользоваться уважением, признанием, любо­вью и т.д. Общение с человеком даст дополнительную инфор­мацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает специфику конкретного чело­века.

Таким образом, без симпатии, т.е. сочувствия, умения вой­ти в мир мыслей и переживаний собеседника, комплимент не будет эффективен и естественен. Для того чтобы адресно сопереживать собеседнику, важно не только изучить его как «пче­лу под микроскопом», нужно самому ощутить себя этой «пче­лой».

Учет половозрастных особенностей собеседника.

Делая комплименты окружающим, важно учитывать многое: кто пе­ред вами — мужчина или женщина, ребенок, юноша или по­жилой человек.

Рассмотрим сначала возрастные особенности, а затем те, которые связаны с половыми различиями людей.

А. Возрастные особенности. Проследим, что же является самым значимым для человека в том или ином возрасте, на что нужно обратить внимание, когда мы высказываем комплимент в адрес того, кто находится рядом. Итак, приведем лишь ос­новные качества или свойства, которые могут быть объектом комплиментарности:

Ребенок. Для него наверняка небезразличны: его оцен­ка окружающими, наличие интересных игрушек, собственная послушность и многое другое.

Подросток. Для него особо значимо: желание выделить­ся, модная одежда («прикид»), увлечения, мнение о себе со стороны сверстников, физическая привлекательность и т.д.

Юношество. Этот период социализации для юношей и девушек имеет свои особенности. Молодые люди, как пока­зывают исследования, небезразличны к тому, насколько они раскрепощены, имеют ли собственное мнение, в престижном ли учебном заведении учатся, независимы ли от родителей, насколько сексуально привлекательны, имеют ли жизненный опыт и т.д.

Взрослый человек. В этом возрасте наиболее ценно и значимо, пожалуй, следующее: социальный статус человека, успешность его деятельности, наличие результатов професси­онального труда, здоровье, имидж и многое другое, что может и должно стать предметом нашего искреннего восхищения.

Пожилой возраст. В этом возрасте ценностные ориен­тации во многом объективно меняются. Для бабушки (или де­душки) бывают очень значимы: успешность их детей, призна­ние окружающими накопленного опыта, желание передать этот опыт своим последователям и др.

Все перечисленное выше крайне важно учитывать, когда мы делаем комплименты, указывая максимально адресно то, что ценно, значимо и важно для самого собеседника.

Б. Половые особенности. Эти особенности продиктованы спецификой физиологических различий мужчины и женщи­ны, характером протекания психических процессов, особен­ностями восприятия окружающей действительности, характе­ром профессиональной деятельности и многим другим.

Для мужчины особо значимы: его умственные способнос­ти, финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решительность и ряд других ка­честв, которые в идеале должны отражать имидж преуспеваю­щего мужчины.

А что же ценно и значимо для женщины? Безусловно, это внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образо­вание, финансовое положение (собственное или мужа), карь­ера (для бизнес-леди), внутреннее обаяние и еще очень мно­гое, на что следует умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина.

Комплимент на фоне антикомплимента себеудачен и особо чувствителен. Достаточно эффективный комплимент — это комплимент на фоне антикомплимента себе, поскольку, возвышая другого, удается обратить внимание собеседника на свой неуспех. Для многих это важный показатель собственно­го достижения, а отчасти и превосходства.

Приведем несколько примеров. Первый: один преподава­тель говорит другому: «Как тебе удается говорить с заведую­щим кафедрой? Я вчера целый час его убеждал, и все без тол­ку, а ты за пять минут решил тот же вопрос».

Другой пример: нужно сделать комплимент человеку, про которого известно только то, что это скряга, каких свет не видел.

Включаем механизм эмпатии. И что удается увидеть: а считает ли он себя скрягой? Конечно же нет! Скорее наоборот — человеком бережливым, хозяйственным и рачительным. И, не­сомненно, гордится этим, осуждая других за расточительность. Вот и основа для комплимента: «Мне так не хватает вашей бе­режливости». Редко когда такой человек останется равнодуш­ным к подобному высказыванию в свой адрес. В итоге резуль­тат не только налицо, но и на лице собеседника.

Комплиментарность требует тренировки.

Существует дос­таточно распространенное заблуждение, что говорить комплимен­ты необходимо только «нужным» людям, т.е. тем, от которых нуж­но что-то получить. Не имея опыта делать комплименты «по пус­тякам», вряд ли можно добиться отточенного опыта комплиментарности по отношению к «нужному» человеку. Вот почему чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его со­вершенствовать на «полигоне» повседневно-бытовых взаимоотно­шений: начиная с собственного ребенка и заканчивая случайны­ми прохожими на улице. Только в тренировках будет отточено изысканное мастерство комплиментарности. Практикой и только практикой достигается легкость и непринужденность в компли­менте, что делает его естественным и неотразимым.

Ни дня без комплимента.

Очень полезно поставить себе задачу: ни дня без комплимента. Комплимент, как известно, начинается с желания его сказать. Важно найти то, что нра­вится в собеседнике, что хотелось бы позаимствовать у него. И сказать об этом прямо.

Люди обычно принимают комплименты благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему говорят что-то хорошее. И легко прощают возможные промахи. Особенно если не бу­дет посторонних свидетелей. Поэтому учиться делать комп­лименты лучше один на один. Тем более, что присутствие по­сторонних может смущать вас.

Однако если комплимент хорош, то большее впечатление он производит, когда делается при свидетелях.

Поскольку мужчины не особенно избалованы комплимен­тами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому тренироваться в комплиментарности лучше на мужчинах.