А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-эстетическая позиция. Эпистола «о стихотворстве».
Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова (1717-1777) очень широк.
Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил
жанровый состав русского классицизма, — трагедия и комедия.
Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского
времени. Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли и
обязанностях дворянства. Потомственный дворянин, воспитанник шляхетного
корпуса, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но
считал, что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить
образованием и полезной для общества службой. Дворянин не должен унижать
человеческое достоинство крестьянина, отягощать его непосильными поборами. Он
резко критиковал невежество и алчность многих представителей дворянства в
своих сатирах, баснях и комедиях.
Лучшей формой государственного устройства Сумароков считал монархию. Но
высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным,
уметь подавлять в себе дурные страсти. В своих трагедиях поэт изображал
пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского
долга.
По своим философским взглядам Сумароков был рационалистом. Хотя ему и была
знакома сенсуалистическая теория Локка (см. его статью «О разумении
человеческом по мнению Локка»), но она не привела его к отказу от
рационализма. На свое творчество Сумароков смотрел как на своеобразную школу
гражданских добродетелей. Поэтому на первое место им выдвигались
моралистические функции. Вместе с тем Сумароков остро ощущал и сугубо
художественные задачи, которые стояли перед русской литературой, Свои
соображения по этим вопросам он изложил в двух эпистолах: «О русском языке» и
«О стихотворстве». В дальнейшем он объединил их в одном произведении под
названием «Наставление хотящим быти писателями» (1774). Образцом для
«Наставления» послужил трактат Буало «Искусство поэзии», но в сочинении
Сумарокова ощущается самостоятельная позиция, продиктованная насущными
потребностями русской литературы. В трактате Буало не ставится вопрос о
создании национального языка, поскольку во Франции XVII в. эта проблема уже
была решена.
Основное место в «Наставлении» отведено характеристике новых для русской
литературы жанров: идиллии, оды, поэмы, трагедии, комедии, сатиры, басни.
Большая часть рекомендаций связана с выбором стиля для каждого из них: «Во
стихотворстве знай различие родов // И что начнешь, ищи к тому приличных
слов» (Ч. 1. С. 360). Но отношение к отдельным жанрам у Буало и Сумарокова не
всегда совпадает. Буало очень высоко отзывается о поэме. Он ставит ее даже
выше трагедии. Сумароков говорит о ней меньше, довольствуясь лишь
характеристикой ее стиля. За всю свою жизнь он не написал ни одной поэмы. Его
талант раскрылся в трагедии и комедии, Буало вполне терпим к малым жанрам — к
балладе, рондо, мадригалу. Сумароков в эпистоле «О стихотворстве» называет их
«безделками», а в «Наставлении» обходит полным молчанием.
Трагедии А.П. Сумарокова. Общая характеристика. Своеобразие трагического
конфликта.
Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в
русскую литературу. Восхищенные современники называли его «северным Расином».
Всего им написано девять трагедий. Шесть — с 1747 по 1758 г.: «Хорев» (1747),
«Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Артистона» (1750), «Семира»
(1751), «Ярополк и Демиза» (1758). Затем, после десятилетнего перерыва, еще
три: «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774).
Сумароков широко использовал в своих трагедиях опыт французских драматургов
Yandex.RTB R-A-252273-3- Театр Петровского времени (типы театров, репертуар).
- Ода м.В. Ломоносова. Место оды в системе жанров классицизма. Анализ оды «На взятие Хотина».
- XVIII в. Известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,
- Филологические труды м.В. Ломоносова. Их значение в развитии русской филологии.
- 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился
- А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-эстетическая позиция. Эпистола «о стихотворстве».
- XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях
- II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
- XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся
- Комедии а.П. Сумарокова. Общая характеристика.
- Поэзия а.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
- Притчи а.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
- Комедия «Бригадир» д.И. Фонвизина как комедия нравов.
- Философская поэзия Державина. Анализ оды «На смерть князя Мещерского».
- Духовная поэзия Державина. Анализ оды «Бог».
- XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к
- XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого
- XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в.,
- Историческая повесть н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Идеи, образы, стиль.
- 1789», В сущности, повторяет тему стихотворения «Осень», созданного в то же
- Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра- Морена»).
- Пути развития русской художественной прозы
- Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция
- Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»
- Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет
- Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры
- Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
- Проблема автора и героя
- Особенности композиции и сюжетосложения
- Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского — м. В. Ломоносова