XVIII в. Известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,
похвальная, философская, духовная и анакреонтическая. В системе жанров
русского классицизма ода относилась к «высоким» жанрам, в которых
изображались «образцовые» герои — монархи, полководцы, которые могли служить
примером для подражания. В большинстве случаев ода состоит из строф с
повторяющейся рифмовкой. В русской поэзии чаще всего имела место
десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым.
Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина». Она написана
в 1739 г. в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками
турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Гарнизон крепости вместе с
ее начальником Калчакпашою был взят в плен. Эта блестящая победа произвела
сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России.
В оде Ломоносова можно выделить три основные части: вступление, изображение
военных действий и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для
Ломоносова гиперболизированном стиле с массой развернутых сравнений, метафор
и олицетворений, воплотивших в себе напряженность и героику батальных сцен.
Луна и змея символизируют магометанский мир; орел, парящий над Хотином, —
русское воинство. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как
называет его автор. О подвиге этого безымянного героя Ломоносов пишет с
восхищением:
Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку:
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Напряженность, патетический тон повествования усиливается риторическими
вопросами, восклицаниями автора, обращенными то к русскому воинству, то к его
неприятелю. Есть в оде и обращение к историческому прошлому России. Над
русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое
время победы над магометанами: Петр — над турками под Азовом, Грозный — над
татарами под Казанью. Такого рода исторические параллели станут после
Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра.
Научно-философская лирика М.В. Ломоносова («Утреннее размышление...»,
«Вечернее размышление...», Письмо о пользе стекла.
Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его
«научные» стихи — не простое переложение в стихотворную форму достижений
науки. Это — действительно поэзия, рожденная вдохновением, но только в
отличие от других видов лирики здесь поэтический восторг возбуждала пытливая
мысль ученого. Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям
природы, прежде всего космической теме. Будучи философом-деистом, Ломоносов
видел в природе проявление творческой мощи божества, но в своих стихах он
раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение
бога через природу, а изучение самой природы, созданной богом. Так появились
два тесно связанных между собой произведения: «Утреннее размышление о божием
величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого
северного сияния». Оба стихотворения написаны в 1743 г.
В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала
изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем
поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной,
вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Так, в первой строфе
«Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра,
пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом
строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору
ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть
«бренное» человеческое «око», — раскаленную, бушующую поверхность солнца.
Ломоносов выступает в этом стихотворении как великолепный популяризатор
научных знаний. Сложные явления, происходящие на поверхности Солнца, он
раскрывает с помощью обычных, сугубо зримых «земных» образов: «огненны валы»,
«вихри пламенны», «горящи дожди».
Во втором, «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям, предстающим
человеку на небесном своде с наступлением ночи. Вначале, так же как и в
первом стихотворении, дается картина, непосредственно доступная глазу. Это
величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов пишет о
бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в
бездонном океане. Для читателей, привыкших, согласно Священному Писанию,
считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на
окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других
планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.
Научные интересы Ломоносова всегда были тесно связаны с его практической
деятельностью. Одним из свидетельств такого единства служит знаменитое
«Письмо о пользе стекла», созданное автором одновременно с хлопотами по
организации стекольной фабрики в Усть-Рудице, близ Ораниенбаума. Производство
стекла в России только начиналось, его необходимость приходилось доказывать.
Поэтому в «Письме» подробно перечислены разнообразные случаи применения
стекла, начиная с украшений и кончая оптическими приборами. От конкретных
примеров использования стекла Ломоносов переходит к вопросам, касающимся
судеб передовой науки. Называются имена великих естествоиспытателей Кеплера,
Ньютона, Коперника, Упоминание о Копернике дает Ломоносову возможность
раскрыть суть гелиоцентрической системы.
«Письмо о пользе стекла» восходит к образцам античной научной поэзии. Одним
из далеких предшественников Ломоносова в этой области был римский поэт
Лукреций, автор поэмы «О природе вещей». По аналогии с книгой Лукреция
некоторые исследователи и «Письмо о пользе стекла» также называют поэмой, не
учитывая жанрового своеобразия произведения Ломоносова, Перед нами именно
письмо, имеющее конкретного адресата — Ивана Ивановича Шувалова, видного
вельможу и фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Шувалов
покровительствовал наукам и искусству. При его содействии были открыты
университет в Москве и Академия художеств в Петербурге. К его помощи
Ломоносов неоднократно обращался для осуществления своих планов. «Письмо о
пользе стекла» — своеобразная параллель к одам Ломоносова, в которых поэт
стремился убедить представителей власти в важности просвещения и науки. Но в
отличие от торжественных од, «Письмо» не предназначалось для дворцовых
церемоний и представляло собой неофициальное обращение поэта к Шувалову, чем
и объясняется его строгий, деловой, лишенный всяких риторических украшений
стиль.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Театр Петровского времени (типы театров, репертуар).
- Ода м.В. Ломоносова. Место оды в системе жанров классицизма. Анализ оды «На взятие Хотина».
- XVIII в. Известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,
- Филологические труды м.В. Ломоносова. Их значение в развитии русской филологии.
- 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился
- А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-эстетическая позиция. Эпистола «о стихотворстве».
- XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях
- II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
- XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся
- Комедии а.П. Сумарокова. Общая характеристика.
- Поэзия а.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
- Притчи а.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
- Комедия «Бригадир» д.И. Фонвизина как комедия нравов.
- Философская поэзия Державина. Анализ оды «На смерть князя Мещерского».
- Духовная поэзия Державина. Анализ оды «Бог».
- XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к
- XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого
- XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в.,
- Историческая повесть н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Идеи, образы, стиль.
- 1789», В сущности, повторяет тему стихотворения «Осень», созданного в то же
- Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра- Морена»).
- Пути развития русской художественной прозы
- Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция
- Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»
- Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет
- Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры
- Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
- Проблема автора и героя
- Особенности композиции и сюжетосложения
- Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского — м. В. Ломоносова