logo
Otvety_po_IRL_18_veka-1794

Философская поэзия Державина. Анализ оды «На смерть князя Мещерского».

К этой группе произведений Державина принадлежат ода «На смерть князя

Мещерского», «Водопад», «Бог». Своеобразие философских од состоит в том, что

человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а

в глубинных связях с вечными законами природы. Один из самых могущественных

среди них, по мысли поэта, — закон уничтожения — смерть. Так рождается ода

«На смерть князя Мещерского» (1779). Непосредственным поводом к ее написанию

послужила кончина приятеля Державина, эпикурейца князя А. И. Мещерского,

глубоко поразившая поэта своей неожиданностью. На биографической основе

вырастает философская проблематика оды, вобравшая в себя просветительские

идеи XVIII в.

Тема смерти раскрывается Державиным в порядке постепенного нагнетания

явлений, подвластных закону уничтожения: смертен сам поэт, смертны все люди,

«глотает царства алчна смерть». И наконец, «звезды ею сокрушатся, // И солнцы

ею потушатся, // И всем мирам она грозит» (С. 85).

Перед лицом смерти происходит как бы переоценка общественных ценностей.

Рождается мысль о природном равенстве людей, независимо от их ранга и

состояния, поскольку все они подвластны одному и тому же закону уничтожения:

«Ничто от роковых кохтей, // Никая тварь не убегает: // Монарх и узник —

снедь червей...». Жалкими и ничтожными оказываются богатство и титулы:

Подите счастья прочь возможны,

Вы все пременны здесь и ложны:

Я в дверях вечности стою.

Но признавая всемогущество смерти, Державин не приходит к пессимистическому

выводу о бессмысленности человеческого существования. Напротив,

быстротечность жизни придает ей особенную значимость, заставляет выше ценить

неповторимые радости бытия:

Жизнь есть небес мгновенный дар;

Устрой её себе к покою

И с чистою твоей душою

Благословляй судеб удар.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4