Философская поэзия Державина. Анализ оды «На смерть князя Мещерского».
К этой группе произведений Державина принадлежат ода «На смерть князя
Мещерского», «Водопад», «Бог». Своеобразие философских од состоит в том, что
человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а
в глубинных связях с вечными законами природы. Один из самых могущественных
среди них, по мысли поэта, — закон уничтожения — смерть. Так рождается ода
«На смерть князя Мещерского» (1779). Непосредственным поводом к ее написанию
послужила кончина приятеля Державина, эпикурейца князя А. И. Мещерского,
глубоко поразившая поэта своей неожиданностью. На биографической основе
вырастает философская проблематика оды, вобравшая в себя просветительские
идеи XVIII в.
Тема смерти раскрывается Державиным в порядке постепенного нагнетания
явлений, подвластных закону уничтожения: смертен сам поэт, смертны все люди,
«глотает царства алчна смерть». И наконец, «звезды ею сокрушатся, // И солнцы
ею потушатся, // И всем мирам она грозит» (С. 85).
Перед лицом смерти происходит как бы переоценка общественных ценностей.
Рождается мысль о природном равенстве людей, независимо от их ранга и
состояния, поскольку все они подвластны одному и тому же закону уничтожения:
«Ничто от роковых кохтей, // Никая тварь не убегает: // Монарх и узник —
снедь червей...». Жалкими и ничтожными оказываются богатство и титулы:
Подите счастья прочь возможны,
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.
Но признавая всемогущество смерти, Державин не приходит к пессимистическому
выводу о бессмысленности человеческого существования. Напротив,
быстротечность жизни придает ей особенную значимость, заставляет выше ценить
неповторимые радости бытия:
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой её себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Театр Петровского времени (типы театров, репертуар).
- Ода м.В. Ломоносова. Место оды в системе жанров классицизма. Анализ оды «На взятие Хотина».
- XVIII в. Известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,
- Филологические труды м.В. Ломоносова. Их значение в развитии русской филологии.
- 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился
- А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-эстетическая позиция. Эпистола «о стихотворстве».
- XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях
- II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
- XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся
- Комедии а.П. Сумарокова. Общая характеристика.
- Поэзия а.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
- Притчи а.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
- Комедия «Бригадир» д.И. Фонвизина как комедия нравов.
- Философская поэзия Державина. Анализ оды «На смерть князя Мещерского».
- Духовная поэзия Державина. Анализ оды «Бог».
- XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к
- XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого
- XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в.,
- Историческая повесть н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Идеи, образы, стиль.
- 1789», В сущности, повторяет тему стихотворения «Осень», созданного в то же
- Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра- Морена»).
- Пути развития русской художественной прозы
- Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция
- Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»
- Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет
- Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры
- Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
- Проблема автора и героя
- Особенности композиции и сюжетосложения
- Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского — м. В. Ломоносова