Притчи а.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
Притчами (короткий назидательный рассказ) писатель называл свои басни.
Сумарокова можно считать основателем басенного жанра в русской литературе. Он
обращался к нему на протяжении всей своей творческой жизни и создал 374
басни. Современники высоко отзывались о них. Притчи Сумарокова отражают самые
разнообразные стороны русской жизни того времени. По тематике их можно
разделить на три основные группы.
Первая посвящена сугубо литературным вопросам. Здесь выводятся
невежественные, бездарные поэты, нагло вторгающиеся в литературу, писатели,
засоряющие язык иностранными словами, а также личные противники Сумарокова на
поэтическом поприще — Тредиаковский и Ломоносов. Ко второй группе следует
отнести притчи морально-бытового характера. В них осуждаются дикие
развлечения, повальное пьянство, бессердечие и ханжество, чванство своим
богатством и ряд других явлений, связанных с невежеством и грубыми нравами
разных слоев общества. Третью группу составляют притчи социально-
политического характера, в которых обличаются деспотизм и бездарность
правителей, хитрость и лицемерие придворных, праздность и паразитизм дворян,
дворянское высокомерие, алчность и крючкотворство чиновников. Сам Сумароков,
видимо, не очень верил в дидактические, «исправительные» возможности
сатирических произведений. Поэтому большая часть басен Сумарокова имеет не
столько нравоучительный, сколько обличительный характер.
В своих притчах, относящихся, по поэтической градации классицистов, к низким
жанрам, Сумароков ориентировался на русский фольклор — на сказку, пословицу,
анекдот с их грубоватым юмором и живописным разговорным языком. Сумароков
огрубляет язык своих басен. В самом подборе вульгарных слов он видит одно из
средств унизить, высмеять отвергаемые им явления частной и общественной
жизни. Эта черта резко отличает притчи Сумарокова от галантных,
рафинированных басен Лафонтена. В области басен Сумароков — один из
предшественников Крылова.
Д.И. Фонвизин - публицист. «Рассуждение о непременных государственных
законах». Проблематика, особенности стиля.
Политические взгляды Фонвизина наиболее четко сформулированы им в работе
«Рассуждение о непременных государственных законах». Это произведение,
написанное в конце 70х годов XVIII в., было задумано как вступление к проекту
«Фундаментальных прав, непременяемых на все времена никакою властью»,
составленному братьями Н. И. и П. И. Паниными. Обе работы носят боевой,
наступательный характер. Речь в них ждет о необходимости ограничения
самодержавной власти. Н. И. Панин был одним из воспитателей наследника
престола Павла Петровича, в котором он видел исполнителя своих идей.
По своим общественным взглядам Фонвизин — монархист, но вместе с тем яростный
противник бесконтрольной, самодержавной власти. Он глубоко возмущен царящим в
России деспотизмом. Страшным злом для России Фонвизин считал фаворитов, или,
как он их называет, «любимцев государевых», особенно усиливших свое влияние
при дворе русских императриц. Некоторые места «Рассуждения» метят
непосредственно в Потемкина, который, по словам Фонвизина, «в самых царских
чертогах водрузил знамя беззакония и нечестия...».
Душой государства, лучшим ее сословием Фонвизин считал дворянство. Но
писатель прекрасно знал, что подавляющая масса дворянства абсолютно не
походит на созданный им идеал, что она только существует и продается всякому
подлецу, ограбившему государство.
Не выступая против крепостного права, Фонвизин вместе с тем с горечью говорит
о бедственном положении крепостного крестьянства, о его полном бесправии.
Россия, замечает он, является таким государством, «где люди составляют
собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе
истцом и судьею над человеком другого состояния...»
Не сочувствуя Пугачевскому восстанию, Фонвизин в то же время понимает, что
главными виновниками крестьянского возмущения были правительство и дворяне.
Поэтому он считает своим долгом напомнить о возможности его повторения.
«Мужик, — пишет он, — одним человеческим видом от скота отличающийся» может
привести государство «в несколько часов на самый край конечного разрушения и
гибели». Выход из бедственного положения, в котором находится общество,
Фонвизин видит в добровольном ограничении правительством своего и дворянского
произвола и в закреплении этого решения в соответствующих законах.
«Просвещенный и добродетельный монарх... — заявляет он, — начинает великое
свое служение немедленным ограждением общения безопасности посредством
законов непреложных». При жизни Фонвизина его проект не был напечатан, но он
получил распространение в рукописном виде и пользовался большой популярностью
среда декабристов, а в 1861 г. был опубликован Герценом в одном из его
заграничных изданий.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Театр Петровского времени (типы театров, репертуар).
- Ода м.В. Ломоносова. Место оды в системе жанров классицизма. Анализ оды «На взятие Хотина».
- XVIII в. Известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,
- Филологические труды м.В. Ломоносова. Их значение в развитии русской филологии.
- 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился
- А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-эстетическая позиция. Эпистола «о стихотворстве».
- XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях
- II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
- XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся
- Комедии а.П. Сумарокова. Общая характеристика.
- Поэзия а.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
- Притчи а.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
- Комедия «Бригадир» д.И. Фонвизина как комедия нравов.
- Философская поэзия Державина. Анализ оды «На смерть князя Мещерского».
- Духовная поэзия Державина. Анализ оды «Бог».
- XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к
- XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого
- XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в.,
- Историческая повесть н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Идеи, образы, стиль.
- 1789», В сущности, повторяет тему стихотворения «Осень», созданного в то же
- Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра- Морена»).
- Пути развития русской художественной прозы
- Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция
- Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»
- Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет
- Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры
- Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
- Проблема автора и героя
- Особенности композиции и сюжетосложения
- Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского — м. В. Ломоносова