Историческая повесть н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Идеи, образы, стиль.
О политических взглядах Карамзина в начале XIX в. лучше всего свидетельствует
новая историческая повесть «Марфа Посадница» (1803), в основу которой
положены события XV в. — борьба Новгородской республики с московским
самодержавием за свою самостоятельность. Эта тема в конце XVIII — начале XIX
в. имела не только исторический интерес. Старый феодальный монархический
строй распадался буквально на глазах, и на его обломках то в одной, то в
другой стране возникали молодые республики. Так, в 1775-1783 гг. разразилась
революция в Америке, и бывшие колонии монархической Англии объявили себя
самостоятельным государством. Несколькими годами позже революционный пожар
охватил Францию, и многовековой монархический порядок уступил место
республиканскому. Но если Америка сохранила свою политическую систему, то
Французская республика очень скоро переродилась в наполеоновскую империю. Все
это создавало впечатление шаткости, зыбкости не только старых, но и новых
политических отношений и, естественно, заставляло современников задумываться
о путях, по которым европейский мир пойдет дальше.
Было бы глубоко ошибочным считать, что политические симпатии Карамзина в
начале XIX в. принадлежали только монархическому строю. Многочисленные
статьи, помещенные в «Вестнике Европы», свидетельствуют о том, что и после
кризиса, пережитого писателем в 1793 г., республиканский тип правления в
глазах Карамзина не утратил своей привлекательности. Своеобразие политической
позиции Карамзина в «Марфе Посаднице» состоит в том, что в ней в одинаковой
степени возвеличены и прославлены и республиканские и монархические принципы,
что полностью соответствует мировоззрению Карамзина, сумевшего в своих
взглядах соединить оба эти начала. Эту же двойственность он переносит и на
взгляды новгородского «летописца» — вымышленного автора «Марфы Посадницы».
Поэтизация республиканских доблестей древнего Новгорода в «Марфе Посаднице»
особенно очевидна в случаях, когда Карамзин умышленно отходит от фактов,
хорошо известных ему как историку. Различна прежде всего трактовка
общественной жизни Новгорода в последние годы его вольности. В «Истории
государства Российского» показана борьба между двумя партиями, из которых
одна вполне открыто симпатизировала Москве, другая — поддерживала
сепаратистские планы Борецких. В «Марфе Посаднице» все выглядит иначе.
Новгородцы показаны как дружный воинский стан, сплотившийся вокруг Марфы. В
«Истории...» Карамзин неоднократно пишет о тайных переговорах Марфы с Литвой,
с целью окончательного разрыва с Москвой. Текст этого соглашения приводится в
примечаниях к VI тому. В повести Борецкая гордо отвергает льстивые
предложения литовского посла, предпочитая остаться без помощи, нежели
запятнать свою совесть изменой. В «Истории...» дважды приводятся примеры
вероломства новгородцев в войне с Москвой, когда они, направляя к Иоанну
послов для мирных переговоров, внезапно нападали на его войска. В повести
военные действия Новгорода отличаются рыцарским благородством и прямотой. В
«Истории...» пятитысячная московская рать одержала победу над сорокатысячным
новгородским войском. В повести — совершенно иное соотношение: войско Иоанна
значительно превышает силы новгородцев. Карамзин знал о том, что Иван III не
казнил Марфу, а заточил ее в монастырь. В «Истории...» указаны и место ее
заключения, и год ее вполне мирной кончины. В повести Борецкая погибает на
плахе, обнаруживая при этом большое самообладание. Описание казни насыщено
эффектными подробностями. Последние слова Марфы звучит укором растерявшим
республиканские доблести новгородцам.
Однако своеобразие повести Карамзина состоит в том, что симпатии к Новгороду
и республиканским порядкам не мешали автору оправдывать завоевание его
Москвой, а прославление политики Ивана III не исключает сочувствия
новгородцам. Карамзин защищает монархический строй в России не потому, что
считает его единственно возможной формой государства, а вследствие того, что
на русской земле утвердилась именно эта форма правления. Он враг гражданских
бурь, противник революционных потрясений. Конечно, порядки, которые защищали
новгородцы, тоже складывались столетиями, а не были узурпированы у «законной»
власти. Однако цели защитников Новгорода не идут ни в какое сравнение с той
величественной задачей, которую ставила перед собой Москва. Так во имя
национальных интересов всего русского народа оправдывается завоевание
Новгорода. Поэтому в повести идеализированы не только новгородцы во главе с
Марфой, но и Иван III.
Исторический конфликт между республиканским Новгородом и самодержавной
Москвой выражен в повести прежде всего в противопоставлении двух сильных
характеров: Марфы и Иоанна. Но для того чтобы один из этих принципов
восторжествовал, необходимо деятельное вмешательство народа. Поэтому за
народное мнение все время ведется отчаянная борьба. В самом начале повести
даны два обращения к новгородцам — сначала князя Холмского, потом — Марфы. В
сущности, каждый из говорящих стремится и логикой, и красноречием, и
гражданской страстностью склонить на свою сторону народ, и после каждой речи
Карамзин сообщает о реакции на нее слушателей. Народ, по мысли Карамзина,
большая сила, но требующая постоянного руководства. Это исполин, наделенный
детской душой и детским разумом. К этой мысли писатель неоднократно
возвращается в своей повести.
Эволюция исторических взглядов Карамзина к началу XIX в. отражается и в
творческом методе писателя. Революционные события во Франции убедили его в
том, что в истории решающую роль играет не любовь, а политические страсти и
сила. В «Марфе Посаднице» тема сентиментальной любви Ксении и Мирослава
занимает очень скромное место и не определяет ход событий. И напротив, пафос
государственности, гражданский долг, подавление личного начала во имя
политических принципов — все это заставило Карамзина обратиться к
художественным средствам писателей-классицистов. Повесть построена по строгим
геометрическим линиям: в ней два стана, во главе каждого свой вождь — Марфа и
Иоанн. Обращают на себя внимание пространные монологи (диспут Марфы и
Холмского) , построенные по образцам торжественных, ораторских речей. Даже
там, где по законам эпического жанра Карамзин мог бы от лица автора описывать
военные действия, он обращается к помощи пресловутого классического вестника.
Но и «классикой» не исчерпывается художественное своеобразие повести, которая
несет в себе пока еще слабо выраженное романтическое начало. История нанесла
жестокий удар просветительскому мышлению, и Карамзин выдвигает
иррациональное, романтическое объяснение событий, управляемых роком, фатумом,
судьбой. Отсюда в повести таинственность, загадочность некоторых эпизодов.
Загадочны история рождения Мирослава и причина благоволения к новгородскому
юноше московского государя. Таинственностью отмечена и судьба Марфы. Еще при
рождении финский волхв предсказал ей славную жизнь и, по-видимому,
трагическую кончину, но о последнем приходится только догадываться, поскольку
автор обрывает предсказание на половине фразы. В связи с этим чрезвычайно
ценными оказались для Карамзина легенды и предзнаменования, почерпнутые из
новгородских летописей XV в.: разрушение башни Ярослава, на которой находился
вечевой колокол; появление над Новгородом огненной тучи, тревога,
овладевающая животными и птицами. Здесь религиозное сознание древних
книжников своеобразно перекликалось с мыслями Карамзина о высшем промысле,
управляющем событиями.
«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. Стиль. Жанр. Образ
путешественника.
«Письма русского путешественника» открывают сентиментально-просветительский
этап творчества Карамзина. Они печатались сначала в «Московском журнале»,
затем в альманахе «Алая». Полностью отдельным изданием вышли в 1797-1801 гг.
Материал, представленный в «Письмах», чрезвычайно разнообразен: здесь и
картины природы, и встречи с знаменитыми писателями и учеными Европы, и
описание памятников истории и культуры. Просветительский характер мышления
Карамзина особенно четко обрисовывается при оценке общественного строя
посещаемых им стран. Явное неодобрение автора вызывает феодальная Германия.
Карамзина раздражает назойливый контроль полицейских чиновников. В Берлине
ему предлагают длинный список вопросов, на которые необходимо ответить в
письменной форме. В Пруссии бросается в глаза засилье военных. Карамзин
указывает на убожество общественной жизни немецких княжеств. Приезд в Берлин
родственницы короля, «штатгальтерши», как пренебрежительно называет ее автор,
превращается в событие государственной важности: устраивается военный парад,
жители выходят на улицы, играет оркестр. Придворная жизнь втягивает в свою
орбиту даже великих писателей. В Ваймаре Карамзин не застает дома ни Виланда,
ни Гердера, ни Гёте. Известие, что все они были во дворце, вызывает у него
возмущение.
Совершенно по-другому пишет Карамзин о Швейцарии, которая для просветителей,
особенно для Руссо, была наглядным примером республиканских порядков. «Итак,
я уже в Швейцарии, — сообщает путешественник, — в стране живописной натуры, в
земле тишины и благополучия». Зажиточность швейцарских землевладельцев автор
объясняет тем, что они «не платят почти никаких податей и живут в совершенной
свободе». В Цюрихе он с большим одобрением рассказывает о «девичьей школе», в
которой сидят рядом дочери богатых и бедных родителей, что дает возможность
«уважать достоинство, а не богатство» человека. Причину, поддерживающую в
Швейцарии республиканский строй, Карамзин, в духе Монтескье и Руссо, видит в
строгих аскетических нравах жителей, среди которых даже самые богатые не
держат более одной служанки.
Сложно и противоречиво отношение писателя к Франции. Он приехал сюда в тот
момент, когда страна пожинала горькие плоды абсолютизма. На каждой станции
путешественников окружают нищие. Находясь в Булонском лесу, автор вспоминает
о недавнем времени, когда великосветские куртизанки щеголяли друг перед
другом великолепием экипажей и разоряли щедрых поклонников. С презрением
говорит путешественник о Французской академии: половина ее членов
невежественна и занимает свои места по знатности рода.
Поэтому начало революции, отличавшееся сравнительно мирным характером,
Карамзин, подобно Виланду, Клопштоку, Гердеру, Шиллеру и Канту, встретил с
явным одобрением. Позже сам автор вспоминал, с каким восхищением он слушал в
Народном собрании пламенные речи Мирабо. Но в окончательном варианте «Писем»,
созданном после 1793 г., революция решительно осуждена. Самое страшное для
Карамзина, как и для большинства просветителей XVIII в., — восставший народ и
революционная диктатура. Напуганный якобинским террором, он готов примириться
с монархическим правлением, уповая на медленные, но более верные, по его
мнению, успехи нравственности и просвещения.
В Англии путешественник с большой похвалой говорит о предприимчивости
купечества, что вполне соответствует представлениям просветителей об
общественно полезной роли частной инициативы. Как истинный просветитель,
Карамзин хвалит веротерпимость англичан, с одобрением пишет об их
законодательстве, о «Великой хартии вольности». Познакомившись с судом
присяжных, он заявляет, что в Англии «нет человека, от которого зависела бы
жизнь другого».
Однако писатель далек от полного и безоговорочного восхищения жизнью
англичан. Оборотная сторона кипучей деятельности купцов — эгоизм и равнодушие
к людям. Наравне с богатством купцов он отмечает и вопиющую нищету английских
низов. Отношение к беднякам в Англии приводит его в негодование.
Карамзин считает своим долгом познакомить читателя с природой описываемой
страны. По его млению, она определяет не только физический, но и духовный
облик человека. Жители швейцарских Альп красивы, щедры и приветливы, потому
что они живут среди прекрасной и благодатной природы. И наоборот, холодный,
туманный климат Англии оказывает пагубное влияние на характер ее граждан,
которые изображаются замкнутыми, недоверчивыми, расчетливыми и эгоистичными.
Как писатель-сентименталист, Карамзин считает истинными и нерушимыми те
человеческие отношения, в которых главную роль играет чувство. Поэтому
заседание Народного собрания во Франции или выборы в английский парламент, в
которых все решают политические расчеты, закулисная борьба партий, описаны им
с нескрываемой иронией. И наоборот, училище для глухонемых в Париже,
госпиталь для престарелых матросов в Гринвиче вызывают его полное одобрение
как примеры истинной филантропии.
Карамзин стремится показать не только то, что объединяет людей, но и то, что
их разобщает. К числу таких пагубных заблуждений он относит проявление
национальной замкнутости и национального самомнения. 0Столь же враждебна
автору религиозная нетерпимость, фанатизм (рассказ о крестоносце графе
Глейхене, которого освободила из плена сарацинка, убежавшая вместе с ним.
Жена графа простила ему невольную измену, после чего был заключен
тройственный супружеский союз, признанный даже папой. В этой легенде любовь и
человечность побеждают национальную вражду и религиозную нетерпимость).
Карамзин посещает темницу, в которой был заключен Мартин Лютер. Писатель
восхищается смелостью немецкого реформатора, восставшего против авторитета
папы и императора.
Лучшим средством борьбы с религиозным фанатизмом, национальной нетерпимостью,
политическим деспотизмом и нищетой Карамзин, подобно Вольтеру, Монтескье,
Дидро и Руссо, считает просвещение. Вера в благотворную роль науки и
искусства заставляет его искать встречи с философами и писателями. В Германии
он с особенно теплым чувством посещает деревенский домик детского писателя
Вейсе. Здесь же встречается с Кантом, Платнером, Гердером и Виландом, которым
рассказывает о России и русской литературе. Карамзин уверен, что душа
писателя и философа всегда отражается в произведении, и чем выше нравственный
облик каждого из них, тем благотворнее будет их влияние на читателей. «Письма
русского путешественника» были для Карамзина своеобразной школой
литературного мастерства. Свободная композиция жанра «путешествия» позволяла
вводить в него самый разнообразный материал. На одном из первых мест в
«Письмах» оказались наблюдения автора за собственными переживаниями, подчас
неожиданными и противоречивыми.
В «Письма» заносятся автором легенды и рассказы о подлинных событиях,
услышанные им в пути. Они представляют собой маленькие новеллы. От них —
прямая дорога к будущим повестям. Интересны психологические портреты ученых и
писателей, с которыми Карамзину посчастливилось увидеться. Описание природы
превращается в ряде случаев как бы в маленькие стихотворения в прозе.
Некоторые из них перекликаются с его же лирическими произведениями. Так,
например, описание осеннего пейзажа, помеченное словами «Женева, ноября 1,
Yandex.RTB R-A-252273-3- Театр Петровского времени (типы театров, репертуар).
- Ода м.В. Ломоносова. Место оды в системе жанров классицизма. Анализ оды «На взятие Хотина».
- XVIII в. Известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,
- Филологические труды м.В. Ломоносова. Их значение в развитии русской филологии.
- 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился
- А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-эстетическая позиция. Эпистола «о стихотворстве».
- XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях
- II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
- XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся
- Комедии а.П. Сумарокова. Общая характеристика.
- Поэзия а.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
- Притчи а.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
- Комедия «Бригадир» д.И. Фонвизина как комедия нравов.
- Философская поэзия Державина. Анализ оды «На смерть князя Мещерского».
- Духовная поэзия Державина. Анализ оды «Бог».
- XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к
- XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого
- XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в.,
- Историческая повесть н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Идеи, образы, стиль.
- 1789», В сущности, повторяет тему стихотворения «Осень», созданного в то же
- Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра- Морена»).
- Пути развития русской художественной прозы
- Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция
- Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»
- Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет
- Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры
- Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
- Проблема автора и героя
- Особенности композиции и сюжетосложения
- Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского — м. В. Ломоносова