Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра- Морена»).
Природа всех страстей, по мнению Карамзина, одинакова. Этот вывод позволяет
ему поставить любовь в один ряд с корыстолюбием, честолюбием. Любовник,
забывший о разумных законах природы, совершает тот же проступок, что в
человек, посягнувший на чужую собственность или жизнь. Тем самым произведения
с любовным сюжетом могут перекликаться с событиями из политической и
социальной жизни общества. Так мы подходим к проблематике повести «Остров
Борнгольм», написанной Карамзиным в 1793 г. под непосредственным влиянием
революционных событий во Франции.
В основе повести — тема преступной любви брата и сестры, т. е. очевидное
нарушение разумных и «естественных» границ любовной страсти. Речь идет о
нравственных законах, основой которых являются не только чувства, но и
рассудок. Герой же подчиняется лишь голосу страсти.
Возлюбленная героя повести уже осознала свою вину. «Я лобызаю руку, которая
меня наказывает», — говорит она. На вопрос путешественника, невинно ли ее
сердце, она отвечает, что ее сердце могло быть в заблуждении.
Это признание почти дословно совпадает со словами самого Карамзина в
«Разговоре о счастии»: «...заблуждение сердца, безрассудность, недостаток в
просвещении — виною дурных дел». Роль судьи и палача берет на себя хозяин
замка, отец преступных любовников. Его положение не менее трагично: защищая
добродетель, он вынужден карать собственных детей.
В повести нагнетается атмосфера тайн и ужасов. Мрачен и страшен остров
Борнгольм, еще страшнее таинственный замок; ужасна участь молодой узницы, но
ужаснее, по словам автора, проступок, приведший ее в темницу. Он настолько
страшен, что автор не решается поведать о нем читателю. Перенесение событий в
готический замок имеет художественное объяснение, поскольку просветители
считали средневековье эпохой разгула неразумных страстей. Тем самым
«заблуждение» героев повести ассоциируется с мрачными призраками средних
веков.
Сюжетный план повести переходит в другой, более широкий, общественно-
политический. События развиваются в Западной Европе. Они приурочены к началу
революции во Франции. На это в произведении есть недвусмысленный намек. Так,
на просьбу старца известить о «происшествиях света», путешественник отвечает:
«Свет наук... распространяется более и более, но еще струится на земле кровь
человеческая, лиются слезы несчастных, хвалят имя добродетели и спорят о
существе ее». Тем самым повесть строится по принципу соотнесенности
разрушительных любовных страстей со столь же разрушительными общественными
страстями. Первое дается крупным планом, второе служит для него отдаленным
фоном. Но именно общественные политические события 1793 г. вызвали к жизни
мрачный, трагический рассказ о людях, слепо доверившихся голосу страсти и
жестоко поплатившихся за свою безрассудную любовь.
Проблематику «Острова Борнгольм» продолжает повесть «Сиерра-Морена» (1795).
Здесь та же тема неистовых страстей, сметающих на своем пути все нравственные
препоны и приводящих героев к страданиям, раскаянию, гибели. «Испанский»
колорит повести художественно мотивирует «огненный» характер переживаний
героев. В конце произведения — выход в мир политических событий. Эти выводы
не вытекают из сюжета, где никто никого не «умерщвляет», но они легко
соотносятся с событиями 1793 г. Анализ повестей «Остров Борнгольм» и «Сиерра-
Морена» позволяет сделать следующие выводы. Появление предромантических
произведений Карамзина вызвано общей для многих европейских литератур
причиной — кризисом просветительских взглядов под влиянием революционных
событий во Франции. Карамзин застал самое начало этого кризиса и остается на
просветительских позициях: он еще верит в способность разума управлять
страстями. Изображая мрачных, неистовых героев, он, в отличие от романтиков,
не сливается с ними, а смотрит на них со стороны со смешанным чувством ужаса
и сострадания.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Театр Петровского времени (типы театров, репертуар).
- Ода м.В. Ломоносова. Место оды в системе жанров классицизма. Анализ оды «На взятие Хотина».
- XVIII в. Известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,
- Филологические труды м.В. Ломоносова. Их значение в развитии русской филологии.
- 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился
- А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-эстетическая позиция. Эпистола «о стихотворстве».
- XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях
- II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
- XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся
- Комедии а.П. Сумарокова. Общая характеристика.
- Поэзия а.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
- Притчи а.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
- Комедия «Бригадир» д.И. Фонвизина как комедия нравов.
- Философская поэзия Державина. Анализ оды «На смерть князя Мещерского».
- Духовная поэзия Державина. Анализ оды «Бог».
- XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к
- XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого
- XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в.,
- Историческая повесть н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Идеи, образы, стиль.
- 1789», В сущности, повторяет тему стихотворения «Осень», созданного в то же
- Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра- Морена»).
- Пути развития русской художественной прозы
- Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция
- Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»
- Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет
- Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры
- Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
- Проблема автора и героя
- Особенности композиции и сюжетосложения
- Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского — м. В. Ломоносова