XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого
метода писателей не означает тождества их политических и социальных взглядов,
В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое,
представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей — Н. С.
Смирнова и И. И. Мартынова, и более обширное по своему составу — дворянское,
видными деятелями которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И.
Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, П. И.
Шаликов.
В отличие от западноевропейского сентиментализма, где основной общественный
конфликт был представлен взаимоотношениями между третьим сословием и
аристократией, в русском сентиментализме героями-антагонистами стали
крепостной крестьянин и помещик-крепостник. Представители демократического
течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчеркивают их
нравственное превосходство над крепостниками. В их произведениях
чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жестокость
помещиков. Сентименталисты-демократы не идеализируют жизнь крестьян, не
боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету.
Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно —
от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из ее проявлений может
быть суровое возмездие своим обидчикам.
Дворянские сентименталисты также говорят о моральном превосходстве крестьян
над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола крепостников
представлены в их произведениях в виде исключения, как своего рода
заблуждение обидчика, ж чаще всего завершаются его чистосердечным раскаянием.
С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках, о
гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты
последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Отсюда известный
налет пасторальности на изображаемых ими деревенских сценах. Гамма
чувствительности героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом
сентиментализме. Сельские жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны
и послушны. И все же было бы неправильно называть дворянский сентиментализм
реакционным явлением. Главная его цель — восстановить в глазах общества
попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его
духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели. И хотя
писатели этого течения не отважились поставить вопрос об отмене крепостного
права, но их деятельность подготавливала общественное мнение к разрешению
этой задачи.
Творческий путь Карамзина. Общественно-литературная позиция. Карамзин-
издатель журналов, литературный и театральный критик.
Литературная деятельность Карамзина началась в середине 80-х годов XVIII в. и
завершилась в 1826 г., т. е. в общей сложности продолжалась свыше сорока лет
и претерпела ряд существенных изменений. Ранний период творчества писателя
относится ко второй половине 80-х годов XVIII в., когда юный Карамзин стал
одним из членов масонской ложи розенкрейцеров, возглавляемой Н. И. Новиковым.
Близость к масонам Карамзин рассматривает как счастливый дар судьбы. По
поручению своих наставников он занимается переводами нравоучительно-
религиозных произведений. Одним из них была книга швейцарского поэта Галлера
«О происхождении зла». Вместе со своим другом, также масоном, А. А. Петровым
он редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и
разума» (1785-1789), где была помещена его повесть «Евгений и Юлия». Влияние
масонов ощущается в повышенном интересе Карамзина к религиозно-
моралистическим проблемам. Однако в отличие от правоверных масонов, Карамзин
испытывает в это время сильное влияние со стороны сентиментальной и
предромантической литературы, о чем прежде всего свидетельствуют переведенные
им произведения: «Времена года» Томсона, идиллия Геснера «Деревянная нога»,
драма Лессинга «Эмилия Галотти». Ему хорошо знакомы и произведения Руссо,
Клопштока, Юнга, Виланда, Ричардсона и Стерна.
Новый, сентиментально-просветительский период начинается в 1789 г. и
продолжается до лета 1793 г. В 1789 г. Карамзин порывает с масонами. Сам
писатель объяснял впоследствии свое решение тем, что его раздражали «нелепые
обряды» и таинственность масонских собраний. Но причина оказывалась более
глубокой. Еще до поездки за границу Карамзин твердо решил начать издание
собственного журнала, который бы полностью соответствовал его новым
литературным вкусам. В 1789-1790 годах писатель совершает путешествие по
Западной Европе. Вернувшись в Россию, он издает ежемесячный «Московский
журнал» (1791-1792), в котором публикует «Письма русского путешественника»,
повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», а также переводы
произведений западноевропейских авторов. В критическом отделе помещались
рецензии на вновь выходящие книги как русских, так и зарубежных писателей.
Сотрудниками журнала были И. И. Дмитриев, Г. Р. Державин, М. М. Херасков.
Большая часть произведений принадлежала самому издателю. Просветительские
взгляды Карамзина наиболее ярко были представлены в «Письмах русского
путешественника». Автор осуждает в них деспотизм немецких правителей,
религиозную нетерпимость и фанатизм церковников, восхищается республиканскими
порядками в Швейцарии, подвигом Вильгельма Телля. Идея внесословной ценности
человеческой личности нашла свое отражение в таких произведениях, как «Фрол
Силин, благодетельный человек» (1791) и «Бедная Лиза» (1792).
Следующий этап начинается с лета 1793 г. и завершается в 1802 г. Удручающее
впечатление произвело на Карамзина резкое обострение революционных событий во
Франции. Если начало революции, отличавшееся сравнительно мирным характером,
он встретил вполне сочувственно, то якобинский террор и казнь Людовика XVI
буквально потрясли его. Ярким свидетельством этого стали письма Мелодора и
Филалета, повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», помещенные во второй
книжке альманаха «Аглая» (1795). В своем новом журнале «Вестник Европы»
(1801-1802) писатель подводил итоги минувшему десятилетию. В его
высказываниях чувствуется страх перед резкими и тем более насильственными
изменениями. Если раньше в «Письмах русского путешественника»
общечеловеческое и национальное начала гармонично дополняли друг друга, то
теперь национальное становится главенствующим. Отсюда — недоброжелательное
отношение к Петру I, якобы унизившему патриотическую гордость русских.
И все-таки перемены, происшедшие во взглядах писателя под влиянием
революционных потрясений, не привели к полному отказу от прежней,
просветительской программы. В «Вестнике Европы» он указывает на ряд явлений,
нуждающихся в коренном улучшении, прежде всего на законодательство. В отличие
от реакционеров, стремившихся забросать грязью имена великих французских
философов XVIII в. — Вольтера. Дидро, Руссо, Карамзин продолжает отзываться о
них с прежним уважением. Осуждая революционные действия, писатель не
отказался от своих симпатий к республиканским порядкам.
Последний период начинается с 1803 г. и продолжается до смерти писателя.
Огромным подвигом была его работа над «Историей государства Российского».
Карамзин получил звание историографа и соответствующую этому положению
пенсию, которая позволила ему полностью посвятить себя научным изысканиям.
Первые восемь томов вышли в 1818 г. Это стало событием величайшей важности.
Русские читатели впервые могли узнать о прошлом своей страны из достоверного,
увлекательно написанного труда. Смерть застала Карамзина в 1826 г. в работе
над двадцатым томом, посвященным истории «Смутного времени».
Поэтика сентименталистских повестей Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», «Наталья-
боярская дочь» (сюжетно-композиционная организация, образ героя, героини,
роль пейзажа).
Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу
которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой
личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер:
крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в
отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством,
бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста.
Дважды на протяжении повести она говорит об этом. Лиза любит Эраста
самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Этому чувству не
могут помешать никакие корыстные расчеты. Во время одного из свиданий Лиза
сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней
деревни и что ее мать очень хочет этого брака.
Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое
решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был,
по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы»
сердцем, «но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о
своем удовольствии...». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру
крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной
жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение
обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о
«чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст
плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре,
по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями.
Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает
пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.
Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив
— деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе
осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-
сентименталистов в самоотверженных поступках. Вспомним, как решительно
отвергает радищевская Анюта предложенные ей сто рублей. Точно так же ведет
себя слепой певец в главе «Клин», отказываясь от «рублевика» и принимая от
путешественника лишь шейный платок.
Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей
щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза
решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее
матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему
продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но
«старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает
посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на
богатой пожилой вдове. При последней встрече с Лизой Эраст пытается
откупиться от нее «десятью империалами». Эта сцена воспринимается как
кощунство, как надругательство над любовью Лизы: на одной чаше весов — вся
жизнь, помыслы, надежды, на другой — «десять империалов». Сто лет спустя ее
повторит Лев Толстой в романе «Воскресение».
Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование
становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал
повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего
снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы
благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в
противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.
В целях максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с
конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу
Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Лизы и Эраста
происходят возле Симонова пруда, который после выхода повести получил
название «Лизина пруда». Все эти реалии произвели на читателей ошеломляющее
впечатление. Окрестности Симонова монастыря стали местом паломничества
многочисленных поклонников писателя.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел
мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных
переживаний. До Карамзина переживания героев декларировались в монологах
героев. Последнее относится прежде всего к эпистолярным произведениям.
Карамзин нашел более тонкие, более сложные художественные средства,
помогающие читателю как бы угадывать, какие чувства испытывают его герои,
через внешние их проявления. Лирическое содержание повести отражается и в ее
стиле. В ряде случаев проза Карамзина становится ритмичной, приближается к
стихотворной речи. Именно так звучат любовные признания Лизы Эрасту: «Без
глаз твоих темен светлый месяц, // без твоего голоса скучен соловей поющий;
// без твоего дыхания ветерок мне не приятен».
Кроме «Бедной Лизы» в «Московском журнале» была опубликована историческая
повесть Карамзина «Наталья, боярская дочь» (1792). Своеобразие первой
исторической повести Карамзина состоит в том, что в ней прошлое показано не с
парадной, официальной стороны, а в его домашнем облике. Героиня повести
Наталья — единственная дочь престарелого вдовца боярина Матвея Андреева.
Изображается уединенная теремная жизнь молодой девушки, ее скромные забавы
вместе с соседками-подругами. Главное содержание повести — любовные
переживания героини, начиная с непонятных ей самой тревожных томлений и
кончая всепоглощающей страстью, овладевшей ею при встрече с избранником ее
сердца. Наталье разрешалось появляться за пределами дома только в церкви и то
под присмотром мамки. Здесь-то и происходит ее знакомство с Алексеем
Любославским, сыном опального боярина, вынужденным скрываться в подмосковных
лесах. По убедительной догадке А. Старчевского, отправной точкой при создании
повести послужил «брак царя Алексей Михайловича с Натальей Кирилловной
Нарышкиной, воспитанницей боярина Матвеева». Но от этой исторической основы в
повести, кроме имен, ничего не осталось. Историзм произведения носит пока еще
поверхностный характер и ограничивается предметами быта, одежды, оружия XVII
в.
Допетровская старина прославляется как время, когда русское дворянство еще не
было затронуто иноземным влиянием, принимавшим в XVIII в. зачастую самые
уродливые формы. Эта идеализация распространяется и на нравы XVII в. Наряду с
образцовым монархом выведен столь же справедливый боярин, правая рука
государя — отец Натальи Матвей Андреев. Прототипом его был один из
сподвижников царя Алексея Михайловича, воспитатель матери Петра I боярин
Артамон Сергеевич Матвеев, воспетый Рылеевым в одной из его дум. Этот
дипломат и военачальник был отправлен в ссылку при царе Федоре Алексеевиче и
трагически погиб в 1682 г. во время первого стрелецкого бунта.
В повести Карамзина факты биографии А. С. Матвеева поделены между двумя
героями. Первая, благополучная часть его жизни послужила материалом для
образа отца Натальи — боярина Матвея Андреева. История опалы и ссылки А. С.
Матвеева вместе с малолетним сыном Андреем отразилась в судьбе боярина
Любославского и его сына Алексея. Карамзинский боярин Матвей представлен
мудрым и нелицеприятным наставником царя, защитником всех обиженных. Он
выступает как посредник между народом и верховной властью. Не боясь опалы,
говорит царю все, что думает, справедливо разрешает судебные споры, всегда
стоит только за правду. Особое место отведено хлебосольству и нищелюбию отца
Натальи; филантропия всегда была одним из краеугольных камней общественной
программы Карамзина. Семейные, домашние добродетели служат у Карамзина
надежной опорой для общественных. Боярин Матвей — идеальный отец и столь же
идеальный гражданин. Алексей Любославский — нежный сын, образцовый супруг и
вместе с тем отважный воин. Даже в Наталье любовь к мужу пробуждает воинский
пыл, и вместе с Алексеем она выходит на ратное поле. Разумеется, не следует
видеть в этом произведении верное отражение социальных и семейных отношений
Yandex.RTB R-A-252273-3- Театр Петровского времени (типы театров, репертуар).
- Ода м.В. Ломоносова. Место оды в системе жанров классицизма. Анализ оды «На взятие Хотина».
- XVIII в. Известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,
- Филологические труды м.В. Ломоносова. Их значение в развитии русской филологии.
- 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился
- А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-эстетическая позиция. Эпистола «о стихотворстве».
- XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях
- II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
- XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся
- Комедии а.П. Сумарокова. Общая характеристика.
- Поэзия а.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
- Притчи а.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
- Комедия «Бригадир» д.И. Фонвизина как комедия нравов.
- Философская поэзия Державина. Анализ оды «На смерть князя Мещерского».
- Духовная поэзия Державина. Анализ оды «Бог».
- XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к
- XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого
- XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в.,
- Историческая повесть н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Идеи, образы, стиль.
- 1789», В сущности, повторяет тему стихотворения «Осень», созданного в то же
- Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра- Морена»).
- Пути развития русской художественной прозы
- Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция
- Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»
- Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет
- Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры
- Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
- Проблема автора и героя
- Особенности композиции и сюжетосложения
- Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского — м. В. Ломоносова