II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия
долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их
гражданские обязанности, страсти — любовь, подозрительность, ревность,
деспотические наклонности — препятствуют их осуществлению. В связи с этим в
трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, вступая в
поединок с охватившей их страстью, в конце концов, преодолевают свои
колебания и с честью выполняют свой гражданский долг. К ним относятся Хорев
(пьеса «Хорев»), Гамлет (персонаж из одноименной пьесы, представляющей собой
вольную переделку трагедии Шекспира), Трувор (трагедия «Синав и Трувор») и
ряд других.
Сумароков решительно переделывает одну из лучших трагедий Шекспира «Гамлет»,
Самой смелой в этом отношении оказалась трагедия «Дмитрий Самозванец» — единственная из пьес Сумарокова, основанная на достоверных исторических событиях. Это первая в России тираноборческая трагедия. В ней Сумароков показал правителя,
убежденного в своем праве быть деспотом и абсолютно неспособного к раскаянию.
Сумароков разделяет просветительскую идею о праве народа на свержение
монарха-тирана. Разумеется, под народом подразумеваются не простолюдины, а
дворяне. В пьесе эта идея реализуется в виде открытого выступления воинов
против Самозванца, который перед лицом неминуемой гибели закалывает себя
кинжалом. Следует отметить, что незаконность правления Лжедмитрия
мотивируется в пьесе не самозванством, а тираническим правлением героя.
Заслуга Сумарокова перед русской драматургией состоит в том, что он создал
особый тип трагедий, оказавшийся чрезвычайно устойчивым на протяжении всего
Yandex.RTB R-A-252273-3- Театр Петровского времени (типы театров, репертуар).
- Ода м.В. Ломоносова. Место оды в системе жанров классицизма. Анализ оды «На взятие Хотина».
- XVIII в. Известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,
- Филологические труды м.В. Ломоносова. Их значение в развитии русской филологии.
- 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился
- А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-эстетическая позиция. Эпистола «о стихотворстве».
- XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях
- II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
- XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся
- Комедии а.П. Сумарокова. Общая характеристика.
- Поэзия а.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
- Притчи а.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
- Комедия «Бригадир» д.И. Фонвизина как комедия нравов.
- Философская поэзия Державина. Анализ оды «На смерть князя Мещерского».
- Духовная поэзия Державина. Анализ оды «Бог».
- XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к
- XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого
- XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в.,
- Историческая повесть н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Идеи, образы, стиль.
- 1789», В сущности, повторяет тему стихотворения «Осень», созданного в то же
- Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра- Морена»).
- Пути развития русской художественной прозы
- Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и композиция
- Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной повести»
- Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет
- Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры
- Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
- Проблема автора и героя
- Особенности композиции и сюжетосложения
- Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского — м. В. Ломоносова