logo
Otvety_po_IRL_18_veka-1794

II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков

затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия

долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их

гражданские обязанности, страсти — любовь, подозрительность, ревность,

деспотические наклонности — препятствуют их осуществлению. В связи с этим в

трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, вступая в

поединок с охватившей их страстью, в конце концов, преодолевают свои

колебания и с честью выполняют свой гражданский долг. К ним относятся Хорев

(пьеса «Хорев»), Гамлет (персонаж из одноименной пьесы, представляющей собой

вольную переделку трагедии Шекспира), Трувор (трагедия «Синав и Трувор») и

ряд других.

Сумароков решительно переделывает одну из лучших трагедий Шекспира «Гамлет»,

Самой смелой в этом отношении оказалась трагедия «Дмитрий Самозванец» — единственная из пьес Сумарокова, основанная на достоверных исторических событиях. Это первая в России тираноборческая трагедия. В ней Сумароков показал правителя,

убежденного в своем праве быть деспотом и абсолютно неспособного к раскаянию.

Сумароков разделяет просветительскую идею о праве народа на свержение

монарха-тирана. Разумеется, под народом подразумеваются не простолюдины, а

дворяне. В пьесе эта идея реализуется в виде открытого выступления воинов

против Самозванца, который перед лицом неминуемой гибели закалывает себя

кинжалом. Следует отметить, что незаконность правления Лжедмитрия

мотивируется в пьесе не самозванством, а тираническим правлением героя.

Заслуга Сумарокова перед русской драматургией состоит в том, что он создал

особый тип трагедий, оказавшийся чрезвычайно устойчивым на протяжении всего

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4