4. Пишем обзорно-аналитическую работу
Освоение обзорно-аналитического жанра научного исследования требует умения работать с литературными источниками. Очень часто студенты испытывают значительные трудности в систематизации материала, соединении отдельных частей в единое целое.
Типичной ОШИБКОЙ студентов является написание компиляции ВМЕСТО аналитического обзора. Компиляция – это текст, который «нарезан» из отрывков работ отдельных авторов, дословно переписан без каких-либо ссылок или кавычек и преподносится как свой собственный. Обычно такие работы отличаются большим объемом, отсутствием обобщений и позиции автора. Однако написать много – еще не значит хорошо. Нередко студенты выражают недовольство и даже обижаются, когда научный руководитель требует сократить текст. Кажется, что и это, и то, и другое важно. Поэтому при написании аналитического обзора следует придерживаться ряда правил.
ПРАВИЛО 1. Если вы уже определились с темой, задайте себе вопрос: о чем здесь может идти речь, с какими понятиями, свойствами, явлениями, закономерностями, взаимосвязями вам придется иметь дело? Выделите «ключевые слова» и начните с определений (дефиниций). Для этих целей вам потребуются словари и энциклопедии, в первую очередь, конечно, психологические, например:
Большой психологический словарь /cост. и общ ред.Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).
Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов/ - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / И.М.Кондаков. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 783 с. (Серия «Большая университетская библиотека»).
Психологическая энциклопедия /под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006. – 1095 с.
Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д.Карвасарского.- 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер-Юг, 2003. - 944с.
Словарь практического психолога /сост. С.Ю.Головин. - Мн.: Харвест, 2005. - 976 с.
Старайтесь пользоваться энциклопедиями и словарями последних лет выпуска – в науке достаточно быстро все меняется, хотя многие понятия десятилетиями и даже веками остаются незыблемыми. Например, в отечественных изданиях доперестроечного периода заметен идеологический уклон: практически все западные психологические концепции и теории рассматриваются с критической точки зрения. При выборе пособий обращайте внимание на фамилии составителей и редакторов: более серьезные и солидные издания представляют коллективный труд, и авторы статей, как правило, являются признанными авторитетами в той или иной области.
Значительно облегчает понимание понятий словари и энциклопедии, размещенные в сети Интернет. Открываем, любую доступную поисковую систему, например, Яндекс. Набираем интересующее нас слово, нажимаем «Словари». Так, на слово «страх» Яндекс выдает нам 28 статей, в т.ч. из словарей «Общая психология», «Безопасность», «Общественные науки» и др., а также словарей В.Даля, Брокгауза и Эфрона, БСЭ и проч. Скачиваем подряд нужные нам дефиниции. Создаем папку у себя в документах «Страх. Определения». Сюда вы будете закидывать другие найденные вами определения.
ВНИМАНИЕ! При скачивании документов не забывайте копировать их электронный адрес. Это значительно облегчит в дальнейшем составление библиографического списка.
Пример: Страх //Общая психология. Словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2/article/PS2/ps2-0333.htm?text |
Иногда, чтобы прояснить значение слов, требуется заглянуть и в другие словари: русского языка, иностранных слов, философские и др. Соответственно, имеются многочисленные электронные версии таких словарей, размещенных как в Интернете, так и на CD.
ПРАВИЛО 2. Например, вы выбрали тему КР «Стратегии преодоления жизненных трудностей у подростков». Ключевыми словами в данной теме являются: «жизненные трудности», «стратегии», «стратегии преодоления жизненных трудностей», «подростковый возраст». Найдите в словарях определения этих понятий.
Однако может получиться и так, что в доступных словарях и энциклопедиях искомые дефиниции не прописаны. Как быть? В дальнейшем литературном поиске вам помогут руководства, хрестоматии и обзоры. Продолжая размышлять о теме вашего исследования, вы приходите к выводу, что речь, по-видимому, идет о подростках, попавших в трудную жизненную ситуацию. О психологии подросткового и юношеского возраста написано много книг, но самой полезной для вас будет
Психология подростка: Полное руководство /под ред. А.А.Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
Руководство содержит, ко всему прочему, еще и солидный библиографический указатель. Просматривая хрестоматию
Психология социальных ситуаций /сост. Н.В.Гришина. СПб.: Питер, 2001. – 403 с.
вы найдете обзорную статью Л.А.Анциферовой, перепечатанную из «Психологического журнала». Найдите точные исходные данные этой статьи в библиотеке или Интернете, это, опять же, облегчит ваш труд в оформлении библиографического списка. Оформляйте источники СРАЗУ ЖЕ в соответствии с требованиями ГОСТа
Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита/ Л.И.Анцыферова// Психологический журнал. – 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-18.
ПРАВИЛО 3. Итак, первый шаг сделан. Вы поняли, о чем надо писать и садитесь составлять план. В голове рождаются названия глав будущей курсовой работы. Однако не стоит спешить, поскольку вы помните, что ваш обзор должен носить не информативный, а аналитический характер. И для этого придется просмотреть весь массив публикаций на интересующую вас тему.
В этой связи уместно заметить, что литературу можно разделить на два вида:
1) первичные источники (психологические журналы, сборники статей, тезисы научно-практических конференций, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций и сами диссертации, монографии, публикации в Интернете, депонированные рукописи и др.). В них, как правило, содержится новейшая информация по исследуемой теме;
2) вторичные источники (учебники и учебные пособия, руководства, обзоры, энциклопедии и т.п.), в которых научные данные приведены в систематизированной и доступной форме.
ВНИМАНИЕ! Аналитический обзор должен касаться, главным образом, первичных источников последних 5 лет издания!
Как вы, наверное, уже поняли, начинать надо с вторичных источников, с самых последних обзоров по вашей проблеме. Именно они позволят определить актуальность выбранной вами темы исследования. И САМЫМ ЦЕННЫМ в них будет библиографический список, представляющий собой ссылки на оригинальную литературу, которую вам предстоит просмотреть или прочитать. Возникает вопрос о её количестве.
На этот счет существует правило: количество работ, использованных для обзора, можно считать достаточным, когда вам перестанут попадаться ссылки на книги или статьи, еще не изученные вами. Иными словами, в анализируемых вами новых текстах начнут встречаться, сплошь да рядом, фамилии авторов, которых вы уже проштудировали. Если этому правилу не следовать, может получиться так, что вы упустите что-то очень важное и существенное, будете «заново изобретать велосипед» или доказывать какие-то очевидные истины.
ПРАВИЛО 4. Допустим, что ваш литературный поиск идет успешно. Изучаемые источники подлежат РЕФЕРИРОВАНИЮ и СИСТЕМАТИЗАЦИИ
Существует, как минимум, два способа систематизации материала – 1) старомодный, 2) современный.
О первом способе я подробно рассказывал на страницах предыдущего издания пособия. Он предполагает хранение информации на бумажных носителях. Этот способ больше подходит тем, у кого нет домашнего компьютера, и кто привык к неспешному чтению книг и журналов. Это выписки, ксерокопии статей, оттиски, конспекты, фотографии, брошюры, закладки в монографиях и проч. Все это занимает большой объем и часто теряется. Поэтому для хранения всего этого материала удобно приобрести папку с файлами.
Один из проверенных и оптимальных вариантов – конспектировать или наклеивать фрагменты ксерокопированных работ на отдельном листе формата А4, согнутого пополам (при необходимости можно подшивать дополнительные страницы стиплером). Вверху листа напишите точные библиографические данные цитированного источника, выделив первые две буквы жирным шрифтом (это, опять же, поможет в дальнейшем легко и быстро сформировать библиографический список вашей работы), например:
Пример: Попов,Ю.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков /Ю.В.Попов, А.В.Бруг //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева, 2005.- Т.2. - № 1. – С. 24-26. |
Собранные вместе выписки удобно хранить в папке с файлами или в конверте, располагая их в алфавитном порядке. Отдельные абзацы и предложения, имеющие отношение к выделенным в работе параграфам, отчеркните цветными маркерами. Первые две выделенные маркером или жирным шрифтом буквы позволяют сортировать прочитанные вами публикации в алфавитном порядке: например, Па –– Пе –– По –– Пу и т.д.
Систематизировать материал лучше по темам. Возвращаясь к приведенному выше примеру, можно предположить, что такими темами станут: «трудные жизненные ситуации», «преодоление жизненных трудностей», «копинг-поведение в подростковом возрасте».
Второй способ является современным - оптимальным, экономичным, обеспечивающим быстрый доступ к информации. Он предполагает использование компьютерной техники (желательно иметь также принтер и сканер) и выход в Интернет (предпочтительно подключиться через безлимитный тариф, иначе хорошая, добротная курсовая в копеечку встанет). Именно этот способ я имел в виду, когда утверждал, что обзорно-аналитическое исследование можно написать за три дня. Итак, объясняю: 1-й день – скачивание; 2-й день – чтение и систематизация скаченного материала; 3-й день – определение проблемы и написание работы.
ВНИМАНИЕ! Надо помнить, что:
1) в Интернете есть далеко не все, что вас интересует;
2) доступ ко многим сайтам требует, чтобы вы авторизовали свой логин и пароль; есть опасность, что после этого вам начнут посылать всяческий спам;
3) чтобы получить действительно приличную информацию (диссертацию, диплом, сборник научных работ, оригинальные журнальные статьи и др.), за них надо заплатить;
4) в свободном доступе находится далеко не свежая научная информация (а вам надо – за последние 5 лет!);
5) есть опасность нахватать вирусов и др.
Поэтому, перед тем, как зайти в Интернет, посетите университетскую библиотеку, полистайте свежую периодику и поговорите с вашим научным руководителем о том, что можно почитать по интересующей вас теме.
Но, допустим, вся надежда у вас только на Интернет, и вы отправили в окошечко Яндекса название темы вашей курсовой работы: «Преодоление жизненных трудностей в подростковом возрасте». Яндекс ответил, что по вашему запросу найдено 356 тыс. страниц и 1000 документов. Их и предстоит вам просмотреть. На это уйдет целый день. Опыт показывает, что наиболее близкая по вашей теме информация располагается в первой двадцатке документов, затем поисковая сеть начинает выдавать ее на каждое слово и словосочетание, какие-нибудь «преодоление финансового кризиса…», «…трудностей экономического роста», «…пожилом возрасте» и прочую белиберду. Пролистали – дальше!
ВНИМАНИЕ! Наберитесь терпения. Просмотреть надо ВСЕ! Личный опыт поиска ответов на трудные вопросы в Интернете дает основание утверждать, что необходимая вам информация часто может находиться в самом конце под каким-нибудь скромным номером 847, 995 и т.п.
Что скачивать? Желательно скачивать все, что прямо или косвенно может иметь отношение к вашей работе:
-
научные статьи в журналах и сборниках. Перепечатки статей гуляют по сайтам и форумам, и часто трудно определить не только год и место издания, но даже автора. Редакции многих научных журналов размещают статьи на своих сайтах, но в лучшем случае ограничиваются указанием на год издания и порядковый номер.
ВНИМАНИЕ! После того, как вы скачали статью и указали ее электронный адрес, необходимо сделать полное ее библиографическое описание с указанием страниц в журнале или сборнике, где они были первый раз напечатаны;
-
учебники, учебные пособия и монографии;
ВНИМАНИЕ! Если повезет, вы выйдете на сайты электронных бесплатных библиотек, там, правда размещены, главным образом, классические работы. См., например: http://www.koob.ru; http://book-read.ru; http://www.liblife.ru; http://www.libbooks.ru; http:// proekt-psi.narod.ru/lections.htm и др.
-
диссертации (доступ, как правило, платный) и авторефераты диссертаций (можно скачать бесплатно);
-
научно-популярные статьи, газетная и on-line периодика. Как правило, делать ссылки на такие издания в КР и ВКР не рекомендуются, однако в них всегда можно найти интересные примеры, цитаты, статистические данные (которые обязательно следует перепроверять, сопоставляя с другими источниками), красивые речевые обороты, которые можно при случае использовать, мнения авторитетных экспертов и др.;
-
чужие рефераты, курсовые и дипломные работы. Студент обычно радуется, что нашел что-то подобное своей теме, и в азарте предстоящего «кидания» своего преподавателя забывает, что и тот тоже не лыком шит, и тоже читает разные тексты в Интернете, а раз уже дал вам разрабатывать эту тему, то она ему, несомненно, близка и интересна, и он в курсе всех публикаций в этой области. Я считаю, что пользоваться чужими работами можно на тех же основаниях, на каких вы используете другие источники – с соответствующими ссылками, цитатами и т.д. Во многих студенческих работах, размещенных в Сети, есть много полезного – аналитические и статистические данные, обзоры, классификации, эмпирические исследования и др. Все это может быть полезно, особенно, если вы пропустите все это сквозь призму темы вашей научной работы, критически осмыслите подходы, модели, оценки, используемые другими авторами. Когда же чужое (купленное или заимствованное) выдается за свое, это называется ПЛАГИАТ, или, грубо говоря, ВОРОВСТВО. Один-два раза плагиатору, может быть, и сойдет с рук, но рано или поздно обман вскроется, и тогда возникает ситуация, когда студент оказывается «за бортом» - никто из преподавателей не хочет чувствовать себя обманутым, руководить дальше курсовой или дипломной работой студента-манипулятора.
Итак, у вас в компьютере создана новая папка с файлами, каждый из которых имеет свое название. Лучше, чтобы в их наименовании были ключевые слова из той работы, которую вы скачали. Например, применительно к теме «преодоление жизненных трудностей у подростков» - «понятие копинга», «совладание у 13-летних», «дефиниции», «Лазарус» и др. Это определит последовательность вашего чтения, чему вы посвятите весь 2-й день. Цель второго этапа состоит не в том, чтобы механически перечитать все, скачанное вами из Интернета, но понять суть ведущейся научной дискуссии по интересующему вас вопросу: о чем говорят авторы, и что они умалчивают; определить общность позиций и найти слабые места в их аргументации - словом, сформулировать на научном языке то, что называется «проблемой исследования» (узкое место, противоречие, нестыковка мнений и т.п.). Делайте для себя пометки: «Лазарус сказал по этому поводу то-то…»; «Анциферова придерживается следующей точки зрения…»; «Не ясна роль социальной поддержки…» и др.
В конце дня вы формулируете итоги чтения в форме кратких выводов, например: «совладание с жизненными трудностями хорошо изучено у подростков с нормативным поведением, слабо – с девиантным»; «о совладающих стратегиях младших подростков почти ничего не известно», «модель копинг-поведения, разработанная В.М.Ялтонским и Н.А.Сиротой для подростков с наркотической зависимостью, и претендующая на универсальность, не может быть перенесена на другие формы нехимических аддикций» и т.д. После этого определяете все проблемные зоны и те аспекты, которые могли бы быть вами уточнены или дополнительно изучены в будущем эмпирическом исследовании.
Третий этап – написание текста. Необходимо объединить разрозненные фрагменты в единое целое, избегая при этом механической компиляции. НУЖЕН КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. В этом смысле для вас нет никаких авторитетов, будь перед вами сам З.Фрейд или Ж.Пиаже, Лев Семенович Выготский или Курт Левин. Вы относитесь к ним вполне уважительно, но без ложного благолепия. Все прочитанные вами авторы становятся вашими оппонентами в научном споре, который вы затеяли с ними с одной лишь целью – отыскать среди того, что вдоль и поперек изучено, маленький необитаемый островок (terra incognita), куда еще не «ступала мысль» ни одного ученого. И вы намеренно сталкиваете-сравниваете их мнения, находя в концепциях ваших предшественников подходящие для вас аргументы или слабые места. Если у вас богатая фантазия, можете представить, что все они сидят вместе с вами за круглым столом, как рыцари во дворе короля Артура, или представители отдельных стран в зале заседаний ООН, и вы на этом заседании – Председатель…
ПРАВИЛО 5. Студенты, выполняющие курсовые и дипломные работы, часто испытывают желание показать уровень своих академических знаний, излагая в своих обзорах общеизвестные сведения из учебников или лекционного курса. Применительно к нашей иллюстрации, ошибочным будет детально описывать все «психологические особенности подросткового возраста», правильным – только те особенности, которые имеют отношение к «преодолению жизненных трудностей». Держитесь не объекта, а предмета вашего исследования!
ПРАВИЛО 6. Жутко режет слух, когда от предложения к предложению используются одни и те же речевые обороты: «Л.С.Выготский сказал…», «Как сказал Выготский», «Сказанное Л.С.Выготским подтверждает…» и т.д.
Поэтому для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, выражении к ним своего отношения полезно использовать различные глагольные формы, обращаясь к «Словарю синонимов русского языка».
И.Н. Усачева, И.И.Ильясов в книге «Формирование учебной исследовательской деятельности. М.: Изд. МГУ, 1986» приводят список таких глаголов: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.
ПРАВИЛО 7. Данное правило имеет отношение к сокращению текста. Некоторые замечания по этому поводу уже были высказаны выше. Прочитав статью, её отдельную часть, задайте себе вопрос: к каким выводам пришел автор, что он хотел сказать? Кратко запишите его мысль, используя обороты: «П.Я.Гальперин считает, что…»; «Л.С.Выготский указывал, что…»; «Как отмечает А.Н.Леонтьев…».
Правило сокращения звучит следующим образом: сокращайте текст до тех пор, пока в нем сохраняется содержание и смысл, имеющие непосредственное отношение к предмету исследования. Это означает, что должны быть опущены дословные авторские рассуждения, лирические отступления, перечисления примеров и т.п. Ваш вывод, сделанный на основе работы с первоисточником, должен быть ясным, четким и емким. Здесь вполне уместно сравнение аналитического жанра с поэзией: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды» (В.В.Маяковский).
Приводим образец сокращения текста при прочтении монографии И.М.Грановской и Р.М.Никольской «Психологическая защита у детей» - СПб.: Речь,2001. С.128:
«Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные — ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Однако многие родители не понимают, в чем радость для их детей. Поэтому они, желая видеть своих детей счастливыми, нередко задаривают их большим количеством дорогих и красивых игрушек. Но если игрушек много, дети теряют радость обладания ими, перестают их ценить и беречь — все можно бросить, сломать. Из такого безответственного отношения к игрушкам постепенно формируется пренебрежительное отношение к вещам как предметам человеческого труда: впоследствии не будут цениться ни свои, ни чужие, ни государственные вещи. Поэтому лучше, когда игрушек не слишком много. Тогда каждая приносит больше радости и ее берегут и своевременно чинят. В этом случае возникает уважение к труду, в них вложенному!».
В тексте жирным шрифтом выделены ключевые слова, отражающие мысль авторов: «если у ребенка слишком много дорогих и красивых игрушек, он перестает их ценить, формируя у себя пренебрежительное отношение к вещам». Переформулированный текст может быть представлен в следующей научной редакции:
«И.М.Грановская, Р.М.Никольская (2001) указывают на роль игрушек в формировании ответственного, уважительного отношения к продуктам человеческого труда у детей: большое количество игрушек уменьшает их ценность и радость обладания ими».
Часто бывает, что мнения авторов по тому или иному вопросу совпадают. Вас разочаровывает тот факт, что в прочитанных вами источниках вы не нашли ничего нового. Тем не менее, включайте всех авторов в библиографический список, объединив их в тексте вашего литературного обзора в скобках, например:
«В последние годы был опубликован ряд книг, содержащих рекомендации по написанию рефератов, выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ [Ю.Г Волков, 2005; В.Н.Карандашев, 2007; Л.К.Минакова, О.П.Сидловская, 2007; Л.В.Борикова, Н.А.Виноградова, 2008; И.Н.Кузнецов, 2008 и др.].
ПРАВИЛО 8. Это правило касается вашего отношения к исследуемому явлению. Психологам часто приходится иметь с далеко не самыми приятными проявлениями человеческой натуры: «жестоким обращением с детьми», «сексуальным насилием», «эмоциональной депривацией», «наркотической зависимостью», «суицидальным поведением» и т.п. Часто публикуемые в работах факты ужасают и возмущают, однако следует избегать эмоционального отношения или применять к изучаемому явлению морально-этические критерии. Ваша задача – описать его в категориях психологического анализа, указать на причины, вскрыть механизмы, разработать подходы к профилактике и коррекции. В этом смысле ваша исследовательская деятельность похожа на работу хирурга – ведь, если вы будете только сочувствовать пациенту или жалеть его, болезнь не пройдет; и даже патологоанатома – чтобы объяснить причину смерти, надо произвести вскрытие и изучить гистологические срезы пораженных органов под микроскопом.
В качестве примера приводим реакцию одной студентки на статью З.Холл «Последствия сексуальных и психологических травм детства», опубликованную в «Психологическом журнале». 1992. № 5: «Ужасает тот факт, что в странах с развитой демократией, таких как Великобритания и США, каждая четвертая женщина в детстве подвергается сексуальному насилию или оскорблению». Очевидно, что такой эмоциональный стиль изложения более уместен для публичной лекции или газетной статьи, чем научной публикации. Лучше использовать «констатирующие обороты»: «Исследования, проведенные в Великобритании и США, показали, что…». Иными словами, в научной работе следует использовать лаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения.
ПРАВИЛО 9. Другая крайность, которой часто грешат студенты, – не вполне уместное использование модальных операторов – речевых оборотов, которые в языке представлены словами «надо», «должен», «обязан», «обратите внимание» и т.п. Так, в одной из курсовых работ, посвященных психосексуальному развитию подростка, сплошь и рядом встречались фразы назидательного содержания: «Подростки не должны вступать в ранние половые связи»; «Заботой родителей должна стать подготовка детей к семейной жизни»; «Надо помнить о том, что юношеская гиперсексуальность – это нормальное явление» и т.п. Закономерен вопрос: к кому обращен ваш призыв? К научному руководителю? К воображаемому читателю? Кого вы «учите жить»? И имеете ли на это моральное право?
Такая ситуация часто возникает при недостаточно продуманном использовании текстов первоисточников, буквальном переписывании предложений, компилировании. Честно говоря, читать такие работы бывает неприятно. Помните, что вы – автор, и есть читатели вашей работы (главным из них является ваш научный руководитель). И вдруг оказывается, что вы начинаете говорить устами Алексея Николаевича Леонтьева, Сергея Львовича Рубинштейна, Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и других товарищей, без всяких на них ссылок, и поучать от их имени «как надо жить». Я называю такую манеру письма не очень красивым словосочетанием «гнать отсебятину», и пишу на полях черновиков курсовых, представленных на проверку – «учишь жить? По какому праву?»
Я уже указывал выше, что ситуация, когда позиция автора статьи или монографии выдается как своя собственная, в науке называется плагиатом. Я также понимаю, что студенты делают подобные заимствования чужих мыслей и идей не потому, что они страдают манией величия, а в силу неопытности. Так или иначе, обращаться с чужими текстами надо очень корректно.
Как же следует это делать?
В качестве примера обратимся к уже цитированному отрывку из книги И.М.Никольской и Р.М.Грановской «Психологическая защита у детей». Авторы пишут назидательно:
«Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные — ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека …».
Такое обращение, однако, вполне уместно: книга адресована психологам, психотерапевтам, врачам, педагогам, социальным работникам, а также всем читателям, которых интересуют проблемы развития, воспитания, обучения и сохранения психического здоровья детей. И авторы, как признанные специалисты в своей области, вправе давать такие рекомендации.
Чтобы избежать «тирании долженствования» (термин, предложенный Карен Хорни), текст может быть переформулирован следующим образом:
И.М.Никольская и Р.М.Грановская указывают на важность создания условий для развития положительных эмоций, которые закладывают фундамент нравственности и творческих способностей человека [26, с.128];
либо представлен как цитата:
«И.М.Никольская и Р.М.Грановская отмечают: «Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные — ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека» [26, с.128].
ПРАВИЛО 10. При подготовке курсовой и, особенно, дипломной работы не следует ограничиваться публикациями только на русском языке. С помощью, например, Internet’а вы можете получить доступ на психологические сайты ведущих библиотек мира (см. Кондаков, И.М. Психологическое образование: ресурсы Internet’а/И.М.Кондаков //Журнал прикладной психологии. - 2001. - №5.- С.47-56; Карандашев,В.П. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные /В.П. Карандашев. - М.: Смысл, 2002. - С.13-23). Чтобы прочитать статью на неизвестном вам языке, можно воспользоваться услугами электронного переводчика (например, компьютерной программой ER800, Promt translator, ASSISTANT AT-1412, Ectaco Partner EGR430T и др.). Однако в полной мере доверять электронным переводчикам нельзя: чтобы понять основные идеи и выводы, изложенные в публикации, текст обязательно надо выверить со словарем.
Другой путь – обращение к библиографическим изданиям, например, «Реферативному журналу» (РЖ) ВИНИТИ (для психологов представляет ценность его часть «0.4.Биология. Раздел 0.4. II. Психология»). В РЖ ВИНИТИ обобщается информация, публикуемая в 130 странах мира на 66 языках. В нем публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания работ. Большую ценность представляет «Экспресс-информация» (ЭИ) ВИНИТИ, в которой освещаются современные достижения науки и техники за рубежом в виде расширенных рефератов, а также «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ – библиографическое пособие для специалистов для оперативного информирования о публикациях по определенной отрасли, теме или проблеме в отечественных и зарубежных изданиях. Из зарубежных реферативных журналов наиболее авторитетным является «Psychological Abstracts», выпускаемый Американской психологической ассоциацией.
Если все-таки вам не удалось найти и прочитать оригинальную статью, но ссылка на неё является важной для выполняемой вами работы, вы можете процитировать её по вторичному источнику, т.е. работе того или иного отечественного автора, который имел к ней доступ. В качестве примера приводим ссылку на работу известных американских исследователей, показавших, что резервы сопротивления стрессу обусловлены особой личностной диспозицией человека, «hardiness» - т.е. твердостью, стойкостью, несгибаемостью:
«S.Kobasa с сотр. [34, цит. по 1, с. 13-14] описывают триаду личностных качеств, имеющих отношение к сопротивлению стрессу (три «с»): 1) принятие на себя commitment - безусловных обязательств, ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действие и с его результатом; 2) control - ощущение господства над обстоятельствами и стремление противостоять тяжелым моментам жизни, снижение значимости этих событий на когнитивном уровне; 3) challenge - своеобразный вызов судьбе, когда опасность воспринимается как сложная задача, требующая решения и побуждающая человека к непрерывному росту».
В библиографическом списке можно указывать оба источника:
1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И.Анцыферова //Психологический журнал. - 1994. - №1. - С. 3-18.
97. Kobasa, S. Hardiness and Health: A prospective Study/ S. Kobasa, S.Maddi, S.Kahn // J. Pers. and Soc. Psychol. - 1982. - V.42. - № 1. – Р.168-177.
Проводя литературный поиск, вы должны помнить о цели вашего исследования, которая вытекает из названия работы – найти «узкое место», противоречие, неясность, разночтение, неполноту, трудность в объяснении тех или иных явлений или фактов – то, что в науке называется проблемой исследования (проблемной ситуацией). Может получиться так, что, прочитав солидную монографию, вы найдете в ней всего пару страниц или даже несколько строк, имеющих прямое отношение к теме вашего исследования. К примеру, ваша курсовая работа посвящена «психологическим аспектам оказания помощи лицам в условиях чрезвычайных ситуаций», важнейшим компонентом которой является поддержка (эмпатия). В двухтомном руководстве Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность. М.,1986» этой проблеме посвящено 5 страниц и всего один абзац – оказанию помощи в условиях дефицита времени (с.349), но именно он и является для нас теоретическую и практическую ценность!
ПРАВИЛО 11. Очень важным моментом в написании научной работы является способ организации анализируемого материала.
Изученная вами литература может быть представлена по-разному. Попробуем проиллюстрировать это на примере исследования «жизненного цикла семьи»:
1) в хронологическом порядке (истории развития вопроса):
«Жизненный цикл семьи» предполагает прохождение определенных стадий и учитывает влияние не только нуклеарной семьи, но и старших поколений. Считается, что понятие «жизненный цикл семьи» было введено в науку американским демографом П.Гликом в конце 40-х годов ХХ века [Основы психологии семьи. - М., 2004. - С.100]. В 1948 году этот термин был использован Э.Дювалль и Р.Хиллом на общеамериканской конференции по семейной жизни, где авторами был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. Жизненный цикл семьи основывался на факте наличия или отсутствия детей и их возрасте – от рождения первого ребенка до момента, когда последний ребенок покидает родительский дом, выхода на пенсию супругов или смерти одного из них. В дальнейшем М.Соломон (М.А.Solomon, 1973) восемь стадий Э. Дювалль свел к пяти, приспособив их к задачам психотерапии [цит. по M.P.Nickols, 1984, р.148-170]. Первое подробное описание жизненного цикла семьи с системной точки зрении дано в книге Дж.Хейли (J.Haley, 1973) «Необычная психотерапия» (русск. пер. СПб., 1995). Типичный вариант американского жизненного цикла семьи описывается в модели, предложенной Элизабет Картер и Моникой Мак-Голдрик (E.Carter & M.McGoldrick,1980), которая в расширенном варианте включает в себя девять стадий: 1) время «монады», 2) период добрачных отношений 3) заключение брака, 4) рождение первого ребенка, 5) появление второго ребенка, 6) школьные годы детей, 7) время полового созревания детей, 8) стадия опустевшего гнезда; 9) возвращение на стадию монады в связи с разводом или смертью одного из супругов. Создатели этой модели акцентируют внимание на определение семьи как нуклеарной системы, испытывающей династическое давление со стороны двух предшествующих поколений. Специфика российского цикла семьи исследована в работах А.Я.Варга (2000)…
2) в соответствии с разными аспектами темы:
Проблеме удовлетворенности браком в зависимости от стадии семейного цикла посвящено много работ. Наиболее детальное описание зарубежных работ можно найти в статье Ю.Е.Алешиной «Цикл развития семьи: исследования и проблемы» [Вестник МГУ. Серия XIV «Психология». - 1987.- № 2]. Широкий спектр исследований в этом направлении показал, что на удовлетворенность браком оказывает влияние множество факторов, которые в зависимости от семейного стажа проявляют себя далеко не однозначно. Так, было установлено, что сходство ценностей положительно коррелирует с удовлетворенностью браком только у супругов, проживших вместе свыше 25 лет. Представление о том, что с увеличением стажа брака удовлетворенность им все более падает, подверглось пересмотру. Оказалось, что эта зависимость носит U-образный характер, а наличие детей в семье отрицательно влияет на удовлетворенность брачными отношениями…
Сравнительно новое направление исследований - влияние полоролевой дифференциации как комплексного показателя межличностных отношений супругов. И.Ю.Борисовым (1987) было показано, что в кризисные периоды жесткое распределение ролей способствует более эффективному функционированию семьи в целом [Психология семьи. Хрестоматия/ сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002.- С.321-323]…
3) принадлежности анализируемых работ той или иной теоретической ориентации:
Существуют различные подходы к выделению стадий семейного цикла. Это зависит от того, какие критерии взяты за основу.
Социологический подход рассматривает цикл семейной жизни, организованный вокруг развития ребенка и последовательности стадий родительства. Эти идеи исходят еще к Питириму Сорокину, который выделял 4 стадии: брачная пара в момент образования; семья с маленькими зависимыми детьми; семья как минимум с одним взрослым ребенком; стадия отделения всех детей. В отечественной социологии традиции рассматривать семью как социализирующий фактор активно развиваются в работах А.И.Антонова с сотр.(1997;1998). Автор выделяет 4 стадии семейного цикла: предродительства; репродуктивного родительства; социализированного родительства и прародительства...
В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, её структуры, способов внутрисемейной коммуникации. Жизненный цикл семьи характеризуется чередованием этапов спокойного и бурного развития, а момент перехода от одной стадии к другой обозначается как кризис. Наибольшее распространение получила модель Э.Картер и М.Мак-Голдрик, использующая системный подход, в которой нуклеарная семья рассматривается как система, состоящая из трех поколений и реагирующая на давление, возникающее вследствие династического напряжения и в переходные фазы развития [Дж.Браун, Д.Кристенсен, 2001]…
Итог вашей работы с литературой сводится, как уже сказано выше, к формулировке проблемы. После этого можно приступать к подготовке важной части КР или ВКР, называемой «Введением», но об этом подробно – в следующем разделе.
Завершая разговор о написании обзорно-аналитического исследования, следует отметить, что данный вид работы может быть приемлем и в качестве дипломного проектирования, но только в тех случаях, когда реферированию и анализу подвергается малодоступная (на иностранном языке) литература, не имеющая изданий на русском языке, по которой не имеется опубликованных обзоров. Научная ценность такой работы неоспорима, но и требования к ней достаточно высоки. И одним из главных требований является глубокое владение языком, на котором написаны оригинальные статьи (английский, шведский, китайский, хинди и проч.).
Обзорно-аналитическое исследование является предшественником (и составной частью) другого вида научной работы, наиболее часто выполняемой студентами старших курсов - экспериментально-психологического исследования.
- Предисловие
- 1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
- 2. Общие положения и требования
- 3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ
- 6. Экспериментально-теоретическое исследование (эти)
- 4. Пишем обзорно-аналитическую работу
- Экспериментально-теоретическое исследование: это должен уметь делать каждый
- 5.1. Глава первая – обзорно-аналитическая
- Глава 1. Обзорно-аналитическая
- Глава 2. Эмпирическое исследование. Выводы
- 5.2. Введение
- 1. Выбор темы исследования
- 3. Постановка проблемы
- 4. Объект исследования
- 5. Предмет исследования
- 6. Цель исследования
- 7. Формулирование гипотезы
- 8. Задачи исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость результатов работы
- Внедрение результатов исследования
- Достоверность и обоснованность результатов исследования
- База исследования
- Понятийный аппарат
- Структура работы
- 18. Аббревиатуры
- 5.3. Глава вторая: делаем науку – проводим самостоятельное исследование
- 1. Организация исследования
- 2. Испытуемые (описание выборки)
- 3. Методы исследования и использованные методики
- 4. Результаты исследования и их интерпретация
- В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
- 5. Высший пилотаж: пишем заключение
- 6. Библиография: когда надо быть скурпулезно точным
- Литература
- Приложения
- 7. Содержание
- 8. Титульный лист
- Мелочи и тонкости, которые следует учесть
- Презентация