18. Аббревиатуры
Аббревиатура (лат. abbreviare –сокращать) – сложно сокращенное слово, образованное из начальных букв или слогов какого либо словосочетания (например: Минсоцздравразвитие, вуз, БФ ПГУ, ВКР и др.).
Аббревиатуры обычно используются для сокращения объема текста, особенно, если эти словосочетания достаточно часто повторяются. Обычно во введении указывают на аббревиатуры более высокого уровня, имеющие отношение к понятийному аппарату исследования. В эмпирической части исследования также могут встречаться сокращения, особенно в иллюстративном материале – таблицах или рисунках (об этом мы поговорим в следующем разделе). Аббревиатура прописывается в тексте обычно один раз, как правило, уже в первых предложениях, характеризующих актуальность исследования. См., например, автореферат кандидатской диссертации И.В.Долгополовой (2004, с. 3), на который я уже ссылался ранее: «…Проведены исследования, характеризующие влияние учителя на личность его воспитанников. В этой связи возрастает интерес к стилю деятельности (СД) педагогов…».
Приемлем и такой вариант, когда приводится полный список аббревиатур или когда последние включаются в понятийный аппарат работы.
Вот так могла бы выглядеть цитированный выше пример из дипломной работы Н.А.Врублевской:
-
Психологическая устойчивость (ПУ) – это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций…
-
Программа развития (ПР) – документированный расширенный план проведения работы…
-
Разработка (Р) – от слова «разработать» – тщательно, всесторонне исследовать, подготовить, обработать во всех подробностях [С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, 2004].
-
Клиническая оценка (КО) – это процесс получения знаний о функционировании какой-то одной сферы …
ВНИМАНИЕ! Если вы обозначили аббревиатуры, то ими следует пользоваться!
ВНИМАНИЕ! Аббревиатуры нельзя использовать в названии работы, глав и параграфов, кроме общепринятых, устоявшихся (РФ, ЦНС, вуз, ПТСР, PR и др.). Представляете, как бы нелепо выглядело название темы защищенной на «отлично» ВКР Н.А.Врублевской, если бы она была сформулирована так: «Разработка и клиническая оценка эффективности программы развития ПУ старшеклассников»?
Забегая вперед, хочу сказать, что студенты очень часто грешат этим, используя сокращения в раздаточном и иллюстративном материале при защите ВКР. На представленных комиссии рисунках изображаются, к примеру, значимые связи между десятком признаков, но не дается никаких пояснений (условных обозначений). Рисунок, иллюстрирующий новое знание, превращается в ребус или «филькину грамоту».
Поэтому ВНИМАНИЕ! Любой представленный вами иллюстративный материал должен быть понятен обычному «чайнику»!
Итак, аналитический обзор у нас готов, определена проблема и цель исследования, сформулированы гипотезы и др., в целом составлен эскиз «Введения». Пора переходить к исследовательской части работы. Однако следует помнить, что надо будет снова вернуться к «Введению», когда вы сделаете выводы по вашей работе и приступите к написанию «Заключения».
* * *
- Предисловие
- 1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
- 2. Общие положения и требования
- 3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ
- 6. Экспериментально-теоретическое исследование (эти)
- 4. Пишем обзорно-аналитическую работу
- Экспериментально-теоретическое исследование: это должен уметь делать каждый
- 5.1. Глава первая – обзорно-аналитическая
- Глава 1. Обзорно-аналитическая
- Глава 2. Эмпирическое исследование. Выводы
- 5.2. Введение
- 1. Выбор темы исследования
- 3. Постановка проблемы
- 4. Объект исследования
- 5. Предмет исследования
- 6. Цель исследования
- 7. Формулирование гипотезы
- 8. Задачи исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость результатов работы
- Внедрение результатов исследования
- Достоверность и обоснованность результатов исследования
- База исследования
- Понятийный аппарат
- Структура работы
- 18. Аббревиатуры
- 5.3. Глава вторая: делаем науку – проводим самостоятельное исследование
- 1. Организация исследования
- 2. Испытуемые (описание выборки)
- 3. Методы исследования и использованные методики
- 4. Результаты исследования и их интерпретация
- В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
- 5. Высший пилотаж: пишем заключение
- 6. Библиография: когда надо быть скурпулезно точным
- Литература
- Приложения
- 7. Содержание
- 8. Титульный лист
- Мелочи и тонкости, которые следует учесть
- Презентация