7. Формулирование гипотезы
Гипотеза – главный и самый важный методологический инструмент исследования. Именно с помощью гипотезы добывается новое знание, формулируются новые идеи.
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто [В.Н.Дружинин. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2000. - С.21]. Гипотеза – утверждение о предполагаемой связи между двумя или более переменными [Д. Мартин. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.: прайм -Еврознак, 2002. - С.464]. В психологическом исследовании гипотеза – это обоснованное предположение о структуре психологических объектов, характере связи между изучаемыми психологическими явлениями и возможных подходах к решению психологических проблем [С.В.Первушин, Н.Р.Салихова. Руководство по выполнению курсовой и дипломной работы по психологии. - Казань: Изд. КГУ, 2000. - С.14]. Гипотеза – это всегда допущение, предсказание или предположение, истинность или ложность которых еще предстоит проверить с помощью опыта. Гипотеза – это мостик между уже имеющимися фактами и теми, которые еще предстоит получить, известным и неизвестным.
Гипотеза не рождается на пустом месте. Ей нередко предшествуют догадки, которые еще нельзя назвать гипотезой, если они не содержат в себе логического обоснования, опирающегося на уже доказанные факты, положения или законы.
Формулируется гипотеза на основе ПРОБЛЕМЫ.
Хорошо сформулированная гипотеза должна отвечать как минимум, трем основным требованиям:
1) она должна быть адекватной поставленному вопросу или проблеме;
2) должна учитывать уже имеющиеся знания и не противоречить ранее установленным научным фактам;
3) она должна быть доступна для проверки.
Кроме того, гипотеза должна быть:
-
сформулирована корректно (т.е. изначально не может быть оценена как истинная или ложная, поскольку она является всего лишь проблемным утверждением относительно предмета исследования);
-
отличаться простотой (не должна содержать в себе различного рода ограничений, допущений или условий);
-
ВНИМАНИЕ! ОДНА ИЗ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК, КОТОРЫМИ ГРЕШАТ СТУДЕНТЫ! Гипотеза не должна быть очевидной, тривиальной (т.е. не сводиться к банальностям, трюизмам или само собой разумеющимся фактам) типа: «Стиль родительского воспитания влияет на формирование характера подростка», «Удовлетворенность браком меняется в зависимости от стадии семейного цикла», «Существуют половые различия в способах выражения агрессии» и др.
Гипотеза может быть общей, частной и единичной.
Общая гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах, законах, взаимосвязях общественных явлений, объяснение закономерностей психической деятельности человека. Формулирование общей гипотезы по предмету исследования происходит на основе предварительного анализа объекта.
Так, в работе В.Г.Доброхлеб «Социально-психологическая неудовлетворенность старшего поколения как результат экономической стратификации» в журнале «Прикладная психология и психоанализ». - 2004.- № 3 выдвинута общая гипотеза о том, что социальная неудовлетворенность обусловлена рассогласованностью социальных притязаний и имеющихся ресурсов старшего поколения.
Пример общей гипотезы из диссертационного исследования доцента кафедры психологии БФ ПГУ О.В.Овчинниковой. См.: Овчинникова, О.В. Внутренняя деятельность выбора в ситуации профессионального самоопределения: автореф. дисс…канд. психол. наук: 19.00.01 /Овчинникова Оксана Владимировна; [Уральский государственный университет]. - Екатеринбург: УрГУ, 2004. – 26 с.
Основанием для построения модели внутренней деятельности выбора в ситуации первичного и вторичного профессионального самоопределения является опыт субъективной активности человека и опыт его регуляторных умений
Частная гипотеза рассматривает части объектов, а единичная – предположения относительно отдельных фактов.
Пример частной гипотезы из курсовой работы студентки, изучающей учебную мотивацию учащихся профессионального лицея с дневной и вечерней формой обучения: «На мотивацию обучения оказывают влияние социальные ожидания, связанные с получением профессии: испытуемые с вечерней формой обучения, уже имеющие определенный опыт работы на предприятии, в большей степени мотивированы на учебу, по сравнению с учащимися-дневниками, которым еще предстоит трудоустройство».
Различают два основных вида гипотез: описательные и объяснительные.
Описательные гипотезы используются в корреляционных исследованиях и направлены на изучение структуры изучаемого объекта (предположение о характере связей в нем, о типичном наборе факторов) и его функций (предположение о тесноте связей).
Пример общей описательной гипотезы из дипломной работы, посвященной изучению гендерных факторов при алкоголизме у женщин: «Фактор маскулинности более жестко связан с параметрами агрессивного поведения у женщин, чем фемининность».
Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, характеризуют условия, при которых реализуются следствия, вытекающие из определенных причин.
Пример частной объяснительной гипотезы: «Предполагается, что родительское отношение по типу «авторитарной гиперсоциализации» у детей-инвалидов, страдающих ДЦП, приводит к формированию у них «синдрома выученной беспомощности».
Выделяют следующие этапы в построении и развитии гипотезы:
1) выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой;
2) формулирование гипотезы, объясняющей данные факты;
3) выделение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий;
4) сопоставление выделенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, научными законами;
5) превращение гипотезы в научное знание или теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки [Иващенко Ф.И.. Практикум по методологии психологического исследования/ Ф.И.Иващенко. - Мн.,2003. - С.26].
Гипотезы проверяются как с помощью активного эксперимента, так и путем нахождения корреляций между величинами, связь между которыми представляет научный интерес.
Лингвистически гипотезы включают слова и обороты: «Предполагается, что…», « «Если…, то…», «По-видимому, следует ожидать…», «Вероятно…», «Проверяется утверждение о…», «Следует ожидать…» и т.п.
- Предисловие
- 1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
- 2. Общие положения и требования
- 3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ
- 6. Экспериментально-теоретическое исследование (эти)
- 4. Пишем обзорно-аналитическую работу
- Экспериментально-теоретическое исследование: это должен уметь делать каждый
- 5.1. Глава первая – обзорно-аналитическая
- Глава 1. Обзорно-аналитическая
- Глава 2. Эмпирическое исследование. Выводы
- 5.2. Введение
- 1. Выбор темы исследования
- 3. Постановка проблемы
- 4. Объект исследования
- 5. Предмет исследования
- 6. Цель исследования
- 7. Формулирование гипотезы
- 8. Задачи исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость результатов работы
- Внедрение результатов исследования
- Достоверность и обоснованность результатов исследования
- База исследования
- Понятийный аппарат
- Структура работы
- 18. Аббревиатуры
- 5.3. Глава вторая: делаем науку – проводим самостоятельное исследование
- 1. Организация исследования
- 2. Испытуемые (описание выборки)
- 3. Методы исследования и использованные методики
- 4. Результаты исследования и их интерпретация
- В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
- 5. Высший пилотаж: пишем заключение
- 6. Библиография: когда надо быть скурпулезно точным
- Литература
- Приложения
- 7. Содержание
- 8. Титульный лист
- Мелочи и тонкости, которые следует учесть
- Презентация