logo
М-ка Узлова

4. Результаты исследования и их интерпретация

Данный раздел – наиважнейший в научной работе. Он показывает, в какой степени удалось решить проблему исследования, достичь поставленных целей и задач. Это также и доказательная часть исследования, в которой находят подтверждение или опровержение выдвинутые вами гипотезы.

Поэтому к описанию результатов предъявляется ряд жестких требований. Они должны быть:

1) представлены полно. Это означает, что в работе вы приводите все параметры и значения, имеющие отношение к изучаемому объекту, описываете все возможные различия и взаимосвязи;

2) изложены последовательно. Результаты, полученные с помощью отдельных методов, должны быть сгруппированы в отдельные параграфы, например: 2.4.1. Результаты анкетирования; 2.4.2. Результаты наблюдения; 2.4.3. Результаты эксперимента;

3) описаны непредвзято, так, чтобы любой эксперт имел возможность интерпретировать их самостоятельно и независимо от авторской точки зрения;

4) систематизированы (объединены в группы, классифицированы, сведены воедино с использованием таблиц, графиков, диаграмм, профилей и т.д.).

Важнейшим элементом представления полученных результатов являются таблицы и рисунки. При этом по степени информативности и значимости таблицам дается большее предпочтение, в то время как рисунок дает возможность представить данные в более наглядной форме.

Что надо знать о составлении таблиц?

Приводим пример правильной организации материала в таблицу, взятый из выпускной квалификационной работы: Т.Н.Гашковой (2004) «Влияние детско-родительских отношений на конфликты со сверстниками у старших дошкольников»

Таблица 1

Частота проявлений типов родительского отношения

к детям с разными уровнями конфликтности

Название шкалы

Количество респондентов (родителей)

Низкая конфликтность

Умеренная конфликтность

Высокая конфликтность

кол - во

%

кол - во

%

кол - во

%

Отвержение

1

8,3

24

45,5

8

42,1

Социальная желательность

6

50

4

7,5

1

5,2

Симбиоз

2

16,6

8

15

2

10,5

Гиперсоциализация

1

8,3

12

23

6

31,5

Инфантилизация

2

16,6

5

9,4

2

10,5

Другие пример табличной систематики приведены в табл. 2, 3 и 4. Первый случай - из ВКР О.С.Шайхутдиновой (2007) «Особенности личностного самоопределения старшеклассников с различной сформированностью профессиональных планов», второй - Н.А.Соколовой (2007) «Половые различия в самооценке, школьной тревожности и успеваемости младших школьников с разными уровнями застенчивости», в которых сразу обозначены значимые различия, третий – О.С.Зайнутдиновой (2008) «Связь оптимизма с некоторыми социальными и психологическими особенностями личности у педагогов начальных классов» (последний пример иллюстрирует также перенос части таблицы на следующую страницу).

Таблица 2

Сравнительный анализ мотивов выбора профессии у старшеклассников

Мотивы выбора профессии

Группа

1

2

1

3

2

3

U-критерий

182

99,5**

94**

Условные обозначения: 1 - подгруппа учащихся со сформированным профессиональным планом; 2 - группа учащиеся с частично сформированным профессиональным планом. 3 - группа учащихся с несформировавшимся выбором.

* - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001

Таблица 3

Показатели школьной тревожности испытуемых со средним уровнем застенчивости

Показатели школьной тревожности

Средние значения показателей школьной тревожности

мальчики

девочки

различия

Общая тревожность в школе

11,5

11,7

p > 0, 05

Переживание социального стресса

4,9

4

p < 0,05

Фрустрация потребности в достижении успеха

4,7

5,3

p > 0, 05

Страх самовыражения

2,9

3

p > 0, 05

Страх ситуации проверки знаний

5,58

3,8

p < 0, 05

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,03

2,7

p > 0, 05

низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

1,72

2

p > 0, 05

проблемы и страхи в отношениях с учителями

3,72

3,75

p > 0, 05

общая тревожность (интегральный показатель)

47,2

47,4

p > 0, 05

Примечание: курсивом выделены показатели, в которых получены значимые статистические различия

Таблица 4

Связь активности и оптимизма с некоторыми психологическими

особенностями учителей начальных классов в разных стажевых группах

Группа

Стаж до 10 лет

Стаж до 15 лет

Стаж свыше 15 лет

1

2

3

4

5

6

7

Переменные

Актив-

ность

Опти-

мизм

Актив-

ность

Опти-

мизм

Актив-

ность

Опти-

мизм

Возраст

-0,31

Стаж

Доминантность реальная

0,60

Уверенность в себе реальная

0,51

0,33

Уверенность в себе идеальная

0,44

Требовательность реальная

-0,51

0,31

Скептицизм реальный

-0,62

Уступчивость реальная

0,45

Доверчивость реальная

-0,52

Добросердечие реальное

Добросердечие идеальное

1

2

3

4

0,45

5

6

7

Отзывчивость идеальная

-0,37

Личностная тревожность

-0,72

Рациональный канал эмпатии

0,41

0,47

0,31

Установки в эмпатии

0,42

Проникающая способность

0,52

0,41

0,42

Идентификация в эмпатии

0,44

Общий уровень эмпатии

0,58

0,60

Примечание: жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты (связь достоверная), полужирным выделены тенденции к связи.

Графические материалы

ВНИМАНИЕ! Рисунок или диаграмма не в коем случае не могут заменить таблицу! Рисунок, если он не является иллюстрацией авторского творчества испытуемого, всегда дает ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ (НАГЛЯДНУЮ) ИНФОРМАЦИЮ для интерпретации полученных данных. Кроме того, только по рисункам порой бывает невозможно определить точное значение тех или иных параметров.

Привожу примеры использования графических данных из ВКР студентов.

Пример 1 из дипломной работы М.С. Ирундиной (2007)«Динамика связи познавательной потребности и успешности в обучении школьников» (рис.1)

Рис. 1. Сравнительные данные показателей успешности