1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
В студенческой среде существует ложное представление, что курсовая работа (КР) – это некий «малозначительный» вид учебной деятельности, которым можно пренебречь, приложив максимум усилий для освоения теоретического курса и практических занятий, словом того, что написано в учебниках и учебных пособиях. «А вот курсовая работа – это все-таки раздел научной деятельности, а я в своей будущей жизни не собираюсь быть ученым, поэтому для меня все это - далеко, смутно и не интересно», - рассуждает студент, и затягивает с ее сдачей до конца учебного года, в итоге - остается неаттестованным к следующему курсу.
Курсовая работа – также объект многочисленных студенческих манипуляций, жертвами которых, как правило, становятся они сами. Привожу наиболее распространенные из них:
-
Студент не запланировал КР, ни разу не встретился с преподавателем, но в конце учебного года приносит непонятно откуда взявшуюся работу и просит ее зачесть. Преподаватель отказывается, студент обижается.
-
Студент запланировал КР, но в течение учебного года ее не выполнил, в сентябре в установленные сроки для сдачи долгов пытается ее «пропихнуть», в надежде, что преподаватель не будет внимательно читать и поставит положительную оценку за «красивые глазки». Однако преподаватель читает внимательно, обнаруживает массу недочетов, возвращает КР студенту для доработки, но в это время заканчиваются сроки ликвидации академической задолженности.
-
Студент запланировал КР, встретился с научным руководителем, ничего не сделал, спровоцировал конфликт с преподавателем, написал заявление на имя заведующего кафедрой о смене руководителя и темы, но номер не проходит.
-
Студент скачал готовую курсовую из Интернета и преподносит преподавателю как собственную, при этом не может предоставить не только протоколов исследования, но и объяснить содержание работы. Преподаватель отказывается поставить положительную оценку, студент обижается, к тому же зарабатывает плохую репутацию.
-
Студент просит кого-то из группы или старшекурсников, чтобы ему написали курсовую работу за деньги, сам при этом в нее совершенно не вникает, соответственно, не может самостоятельно ее защитить.
-
Студент фальсифицирует результаты, приводит цифры и заполняет таблицы «с потолка», старается обработать «полученные результаты» математически, и даже вычисляет корреляции. Получается «черт те что», не вписывающееся ни в какие интерпретации. Преподаватель просит объяснить, студент бьет себя в грудь, что все честно, в итоге у обоих «сшибка нервной деятельности» по И.П.Павлову.
-
Студент использует свое физическое состояние (у женщин чаще беременность) или причины профессионального характера (занятость на работе, командировка, аврал на производстве, «происки руководства» и проч.). Один из «убийственных» по своей «логике» объяснений, которые мне приходилось слышать от студентов, на вопрос, почему вы не выполнили свою КР – «Я работаю!» (при этом обязательно с гордо поднятой головой, чувством собственного достоинства); в смысле чего, мол, достаете своими глупыми вопросами. Можно думать, что все остальные (и преподаватели в том числе) только и делают, что дурака валяют.
-
Крайний и самый неблагоприятный для студента вариант (БОЖЕ УПАСИ ВАС ТАК ПОСТУПАТЬ!) - думать в категориях «рыночных отношений», т.е. рассматривать своего преподавателя - научного руководителя как существо продажное, жадное, лишенное моральных устоев, с которым обо всем можно договориться. Может получиться так, что при таких жизненных установках НИКТО НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не захочет больше иметь с вами дела.
К сожалению, иногда подобные ситуации встречаются и на завершающем этапе обучения, когда требуется написать выпускную квалификационную работу (ВКР). Не стану лукавить и делать вид, будто нам не известно, что часть студентов пользуется услугами фирм, объявлениями которых заклеены все заборы, отдельных лиц или Интернета при подготовке своих ВКР. Как правило, весь этот «ученый народ» не несет никакой ответственности за конечный результат. Им важно, чтобы вы заплатили деньги, а что не смогли воспользоваться предоставленным материалом – не их проблемы. Вывести на чистую воду студента не представляет труда. Как правило, у такого субъекта неадекватное к себе и другим отношение. Он обязательно купит дорогую работу, выполненную каким-нибудь «круглым отличником», навороченную, с факторным анализом, списком литературы на трех языках, а вот переделать под себя не может, как и понять ее, объяснить суть, содержание, обосновать гипотезы, сделать самостоятельные выводы. А если и сделает, то по понятным причинам просто никто не поверит. Ведь все предшествующие годы он учился «через пень колоду», и экзамены сдавал с второго-третьего раза, и вдруг так умом подвинулся в лучшую сторону! К сведению: троечными рефератами, курсовыми и дипломами никто не торгует.
ПОМНИТЕ! Обучаясь в вузе, можно не только «нахвататься знаний», но и развить в себе качества, которые высоко ценятся в любой профессии, – ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ и ПОРЯДОЧНОСТЬ, фундамент построения будущей карьеры и РЕПУТАЦИИ.
Поэтому советую четко усвоить следующие простые истины:
-
Курсовая работа и ВКР, а также другие формы промежуточной и итоговой аттестации в вузе, где требуется письменное изложение ваших мыслей или проверка знаний – это то, от чего уклониться, отказаться
никак нельзя!
-
Это НЕИЗБЕЖНОСТЬ, такая же, как смена дня и ночи, времен года, как «рождение» и «смерть».
-
Это СУДЬБА, выбранная вами на период учебы, от которой никуда не уйдешь.
-
Это ТРИУМФ вашего УМА или СКУДОУМИЯ.
-
Это ваша СЛАВА на устах преподавателей и БЕЛАЯ ЗАВИСТЬ тех, кто будет учиться после вас.
-
Это ваша ГОРДОСТЬ за хотя и скромный, но честный вклад в науку, и потенциальная возможность похвастаться перед вашими детьми и внуками публикациями в пожелтевших от времени сборниках научных работ.
Ваш научный руководитель – НАСТАВНИК, ДРУГ и СОВЕТЧИК, он заинтересован в том, чтобы вы не только успешно защитились, но и профессионально выросли. Вместе с вами он будет дальше развивать и продвигать ваши идеи, стимулировать вас выступать с результатами исследований на конференциях, печатать статьи, тезисы, программы, отстаивать ваши приоритеты, включать полученные вами данные в тексты своих лекций, рекомендовать ваши ВКР к изданию и т.д.
Начинать писать вашу работу следует с первых чисел сентября, после того, как вы с научным руководителем сформулируете тему. Сразу хочу открыть небольшой секрет. Проверено на практике и выиграно пари - на спор. Если у вас есть элементарные навыки написания текстов и доступ в Интернет, то:
ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАПИСАНО ЗА ТРИ ДНЯ! (не скачано чужое, не скомпилировано бездумно из разных источников, нарезанных кусков из статей и учебников, а именно: собрано, систематизировано и подвергнуто критическому анализу с выходом на проблему, со всеми необходимыми компонентами введения - актуальностью, новизной, объектом и предметом, рабочими гипотезами и т.д.).
Смею также утверждать: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (курсовая работа, диплом) МОЖЕТ БЫТЬ СДЕЛАНО ЗА СЕМЬ-ДЕСЯТЬ ДНЕЙ (при условии, что у вас осуществлены необходимые «замеры» - собраны все протоколы психодиагностических исследований, рисунки испытуемых, диктофонные записи, анкетные данные и многое другое, что подлежит обработке.
-
ВСЕ ЭТО, однако, не повод для расхолаживания: «подумаешь, курсовая, да легко! Напишу ее за 2-3 дня! Куда спешить, время есть!». Очень часто студент, однако, оказывается в ситуации даже не цейтнота, но полного отсутствия временных ресурсов. А тут еще зачеты, экзамены, весна, любовь, семья, усталость в конце учебного года, «выгорание» от учебы и проч. НУЖЕН НАВЫК УСТОЙЧИВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАБОТЫ, а его надо ФОРМИРОВАТЬ. Поэтому, как А.И.Солженицын, начинайте «писать в стол» (набирайте и систематизируйте материал), и примерьте на себя правило писателя Юрия Олеши - «ни дня без строчки». И - полный вперед! Поверьте: то, что накапливается на жестких дисках вашего компьютера, съемных носителях или в ящиках вашего письменного стола в виде заметок, набросок, любой полезной информации, собранной «между делом» длинными холодными осенними вечерами, станет подарком к Новому году и вам, и вашему преподавателю, и во многом освободит время для будущих весенних радостей и наслаждений. Я не агитирую, а утверждаю: учебный план предполагает, что курсовые работы НА ВСЕХ КУРСАХ И ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ должны быть защищены к апрелю. Знаете почему? Для того чтобы преподаватель мог максимально сосредоточиться на дипломниках. Когда-то и вы дойдете до этого этапа, и вам будет обидно, что замотанный студентами младших курсов научный руководитель едва вас слушает и «плохо руководит» представленной ему на проверку ВКР.
А теперь перейдем к прочтению раздела, который в предыдущем варианте методических указаний назывался «Введением». Невнимательные и самонадеянные студенты обычно этот кусок текста пропускают, мотивируя тем, что сказанное здесь – общие фразы, мол, они и так все это знают. Тем не менее, именно здесь изложены в концентрированном виде все необходимые положения и требования, касающиеся подготовки, написания и регламента защиты курсовой и выпускной квалификационной работы. Поэтому – НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!
- Предисловие
- 1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
- 2. Общие положения и требования
- 3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ
- 6. Экспериментально-теоретическое исследование (эти)
- 4. Пишем обзорно-аналитическую работу
- Экспериментально-теоретическое исследование: это должен уметь делать каждый
- 5.1. Глава первая – обзорно-аналитическая
- Глава 1. Обзорно-аналитическая
- Глава 2. Эмпирическое исследование. Выводы
- 5.2. Введение
- 1. Выбор темы исследования
- 3. Постановка проблемы
- 4. Объект исследования
- 5. Предмет исследования
- 6. Цель исследования
- 7. Формулирование гипотезы
- 8. Задачи исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость результатов работы
- Внедрение результатов исследования
- Достоверность и обоснованность результатов исследования
- База исследования
- Понятийный аппарат
- Структура работы
- 18. Аббревиатуры
- 5.3. Глава вторая: делаем науку – проводим самостоятельное исследование
- 1. Организация исследования
- 2. Испытуемые (описание выборки)
- 3. Методы исследования и использованные методики
- 4. Результаты исследования и их интерпретация
- В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
- 5. Высший пилотаж: пишем заключение
- 6. Библиография: когда надо быть скурпулезно точным
- Литература
- Приложения
- 7. Содержание
- 8. Титульный лист
- Мелочи и тонкости, которые следует учесть
- Презентация