logo
М-ка Узлова

Научная новизна исследования

Новизна определяется тем, что исследователь получает некое новое знание, предлагает новое видение или свою, оригинальную трактовку уже известных явлений. Казалось бы, что нового может предложить студент в своей курсовой работе или ВКР, изучая «личностную и ситуативную тревожность», «психологические особенности воспитанников детских домов», «стили руководства», «копинг-поведение» и проч.? Кажется, все это давно известно.

Однако наука тем и отличается, что по большей части занята перепроверкой уже известных истин. Проходит время, меняются общественно-исторические условия, наконец, сами люди становятся другими с точки зрения их когнитивных и поведенческих характеристик, мировоззренческих установок. Одно дело – человек 1950-х годов, другое – конца 1980-х, совершенно иное – в эпоху информатизации и глобализации. Например, было бы интересно повторить знаменитый эксперимент А.Бандуры с резиновой куклой, доказывающий эффект научения насилию. Напомним, что детям сначала показывали фильм, в котором дядька лупил почем зря эту несчастную куклу, а затем ее отдавали в группу детям поиграть с ней. Мне представляется, что и без злобного дяди, показывающего дурной пример, современные детишки, воспитанные ТВ и рекламой, очень быстро бы поняли, что следует делать с бедняжкой. Кстати, такие исследования уже имеются. Вот вам и новизна, не такая уж и большая (не всякий раз приходится совершать открытия!), но показывающая, чем отличается научение детской агрессии середины прошлого века и сегодняшнего времени. Новизна пробивается не только через временные, но и культуральные, гендерные, этнические, идеологические и другие контексты.

Приводим примеры соответствующих формулировок, обращаясь к уже цитированной выше диссертационной работе И.В.Долгополовой. См.: Долгополова И.В. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся: автореф. дисс…канд. психол. наук: 19.00.01 /Долгополова Ирина Владимировна; [Пермский государственный педагогический университет]. - Пермь: ПГПУ, 2004. – 20 с.

Научная новизна:

В работе дана характеристика структуры стиля педагогической деятельности (СПД) учителей начальных классов и индивидуальных особенностей, выступающих в качестве внутренних условий. Впервые выделены основные СПД учителей начальных классов на основе преобладания тех или иных стилевых компонентов и характера связей между ними. Охарактеризована связь стиля деятельности (СД) учителей выделенных групп с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (ИИ). Впервые выделены стили учебной деятельности (СУД) младших школьников в соответствии с уровнем развития стилевых характеристик деятельности, показана существенная роль интеллектуальных характеристик в структуре СУД школьников. Впервые показана связь СПД учителя с СУД и ИИ учащихся.