logo
М-ка Узлова

1. Организация исследования

Для осуществления исследования необходимо правильно организовать сбор экспериментального материала и решить ряд технических вопросов:

1) правильно подобрать контингент испытуемых;

2) обеспечить необходимый уровень и качество мотивации испытуемых к участию в исследовании;

3) осуществить обоснованный выбор методического инструментария;

4) определить процедуру сбора материала и сохранения ее стандартной на протяжении всего периода исследования;

5) определить форму фиксации эмпирических данных, удобные как для сбора, так и для последующей обработки.

В тексте курсовой или дипломной работы данный параграф занимает объем не более 1 страницы. Необходимо указать:

место, где проводилось исследование (например, школа, ДДУ, больница и т.п.);

время (исследование проводилось в период с… до…);

критерии отбора испытуемых;

этапы исследования (например, на первом этапе вы разрабатываете специальную анкету и проводите сначала пилотажное исследование с целью ее проверки, на втором – применяете ее в работе с выбранным контингентом);

процедуры исследования (использование бланковых или компьютерных вариантов психодиагностических тестов; индивидуальный или групповой вариант заполнения опросников; следование стандартным инструкциям или отклонение от них и проч.);

способы фиксации данных (протоколы, индивидуальные профили - например, СМИЛ, ПДО, УСК и др., сводные таблицы. «Досье» на испытуемых удобно хранить в отдельных файлах или в электронном виде.

ВНИМАНИЕ! Если вы проводите одноразовое тестирование и ничего больше, нечего расписывать организацию исследования как этапы вашей умственной деятельности или научной дезорганизованности. Выглядит это, по крайней мере смешно и нелепо да еще с претензией на грандиозность.

Типичные ошибки из курсовых работ:

«На первом этапе нашего исследования была изучена литература по данному вопросу» (во-первых, это имеет отношение к обзорно-аналитической части, во-вторых, к плану работы в целом».

«На втором этапе были подобраны методики» (вот так прямо шел по улице и подобрал! Выбор методик определяется целью исследования и их соответствию теоретико-методологической основе исследования).

«На третьем этапе проводилось тестирование, на четвертом – обработка полученных данных на основе критерия Манна-Уитни» и проч.