Вопрос 34 Тема «Время глагола». Прошедшее время
Казалось бы, логично было бы начать с настоящего времени:
ведь оно обозначает совпадение времени действия с моментом : речи. Но прошедшее время намного легче настоящего:
а) в прошедшем времени нет форм лица, зато есть знакомая детям форма рода (точнее: значение лица в прошедшем времени выражается не с помощью окончаний, а аналитически, всем , строем предложения);б)настоящее время имеют не все глаголы; только глаголы совершенного вида;в) наконец, правописание прошедшего времени не содержит трудностей, дает незначительное количество ошибок, настоящее же время весьма сложно с этой точки зрения.
Приступая к теме «Прошедшее время», школьники уже прошли первоначальное знакомство со значениями времен, они познакомились с ними в процессе анализа глаголов в тексте. Внешним признаком прошедшего времени для них служит суффикс -л (немногочисленные глаголы типа нес, пек, рос, увлек детям встретятся позже). Школьники без затруднений образуют форму множественного числа - бежал - бежали и родовые формы в единств венном числе - бежала, бежало. Личных форм глагола можно н касаться при изучении этой темы, но если вопрос возникнет, т следует продемонстрировать совпадение этих форм: я, ты, он\ бежал; мы, вы, они бежали.
Как обычно, на этапе обобщения может быть составлена таблица глагольных форм прошедшего времени и таблица (модель)' окончаний глагола по родам и числам в прошедшем времени! Таблицы анализируются: фиксируются окончания или их отсутствие. Составляются предложения, рассматриваются глаголы в них.; Обращается внимание на формообразующий суффикс -л- в прошедшем времени глагола.
Исследуются глаголы, употребленные писателями, а также характер текста, построенного на этих формах глагола. Вывод: повествование, рассказ о событиях, которые уже прошли, как правило, строятся с употреблением прошедшего времени глаголов. Учащиеся сами создают такой текст и убеждаются в правомерности этого вывода.
В работе учащихся используются следующие понятия: «прошедшее время глагола», «родовые окончания», «окончание множественного числа прошедшего времени». Они пополняют терминологический словарик.
Тема «Настоящее время глагола»
Переход от прошедшего времени к настоящему опирается на текст. Можно взять готовый текст с глаголами в настоящем времени, но возможен и эксперимент: текст, составленный с глаголами прошедшего времени, необходимо перестроить, заменив время глаголов на настоящее: Мы ходили в лес за орехами - Мы идем в лес за орехами.
Школьники достаточно часто встречали глаголы в форме настоящего времени в процессе чтения. Теперь им нужно идти к теоретическому знанию. С помощью учителя, опираясь на текст, они устанавливают, что многие глаголы выражают одновременность действия и момента речи: я слушаю, они разговаривают. Для сравнения берутся примеры с глаголами прошедшего (дети уже знают эту форму) и будущего времени, формы которого предугадывают.
Категория лица не вызывает затруднений (однако не следует забывать, что местоимения еще не изучены). Дети безошибочно используют их: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. Для удобства спряжения их следует распределить в две колонки:
л я мы
л ты вы
л он,она,оно они Первые попытки спряжения делаются устно, затем дети пишут; примеры подбирает учитель так, чтобы были представлены разные варианты. Составляется таблица спряжения глаголов в настоящем времени:
Единственное число | Множественное число |
я читаю, гляжу ты читаешь, глядишь он (она, оно) читает, глядит | мы читаем, глядим вы читаете, глядите они читают, глядят |
Окончания выделяются, повторяются, запоминаются подряд и вразбивку.
Составляются предложения с изучаемыми формами. От синтеза (образования формы) переходят к анализу: спрягаются глаголы и с ударяемыми, и с безударными окончаниями. Необходимо также в предложениях обратить внимание на согласование глагола с именем существительным в лице: третье лицо - самое употребительное в повествовании, в монологе преобладает первое лицо, в диалоге первое и второе чередуются. Рассказ говорящего о себе чередуется с обращением к собеседнику.
В настоящем времени глаголов встречаются два варианта личных окончаний: -ешъ ишь, -ет/-ит, -ем/-им, -ете ите, -ут(-ют)/-ат (-ят ).
Для разграничения двух вариантов окончаний - ударяемого и безударного - вводится понятие I и II спряжений. В школе применяется очень сложное правило проверки безударных личных окончаний настоящего (и будущего простого) времени; к ударяемым окончаниям оно неприменимо (дети должны знать это!). Это правило помещено в учебнике IV класса
Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»
Впервые дети встречаются с двумя вариантами одной и той же грамматической формы: это разнообразие связано с видами глагола, к понятию о них школьники пока только приближаются через практические действия (понятие вида до сих пор признается слишком трудным для начальной школы). Одно из таких практических действий связано с темой «Будущее время глагола»: умение безошибочно спрягать глаголы и употреблять их уже давно сформировалось у детей на уровне языкового чутья. Они свободно используют в собственной речи все значения, которые передаются в русском языке видовременной системой форм глагола, но выразить все это теоретически им трудно.
К будущему времени следует идти от симметрии времен: в центре - настоящий момент, до него - прошедший; зная это, нетрудно определить место будущего времени.
Симметрия времен глагола | ||
Прошедшее | Настоящее | Будущее |
строил | строю | буду строить |
Как обычно, с новой глагольной формой дети знакомятся в тексте: читая, они находят разные временные формы глагола, выписывают новые формы.
В мыслящем классе, где есть исследователи, полезно начать сразу с обоих вариантов: выписать и простое, и сложное будущее. Эти формы можно определить как синтетическую и аналитическую. Анализируя формы будущего времени, уместно обратить внимание на законченность/незаконченность действий, обозначенных глаголами в форме простого или сложного будущего.
Вслед за анализом идет синтез: составляется таблица (или две рядом):
Будущее время | |
Простое | Сложное |
Единственное число | |
ешь
| буду смотреть, буду наблюдать будешь смотреть, будешь наблюдать будет смотреть, будет наблюдать |
- 2 Пути реализации воспитательной функции.
- 3 Изучение закономерностей и структуры языка.
- 4 Углубленное изучение русского языка.
- 5 Развивающая роль теории языка.
- Вопрос 7 Метод конструирования
- 8. Сравнительно-исторический метод
- Вопрос 15 Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.
- Вопрос 16 Мягкие и твердые согласные.
- Вопрос 17 Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
- Вопрос 18 Слог. Ударные и безударные слоги.
- Вопрос 19 Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
- Вопрос 20 Процесс работы над усвоением понятий.
- Вопрос 21 Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
- Вопрос 22 Грамматические и словообразовательные упражнения
- Вопрос 23 методика изучения морфемного состава слова в начальных классах
- Вопрос 24 Морфология. Части речи
- Вопрос 27Тема «Склонение имен существительных»
- Вопрос 28 в теме «Склонение имен существительных»
- Вопрос 29 Тема «Число имен существительных»
- Вопрос 30 Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных
- Вопрос 31 Род имен прилагательных»
- Вопрос 32 Склонение имен прилагательных»
- Вопрос 33 Лексическое и грамматическое значение глаголов
- Вопрос 34 Тема «Время глагола». Прошедшее время
- Вопрос 36 Служебные части речи. Союзы. Предлоги
- Вопрос 37 Знакомство с местоимением
- Вопрос 39 Знакомство с именами числительными
- Вопрос 40 Члены предложения. Словосочетания
- Вопрос 41 Предложения, их виды