2 Пути реализации воспитательной функции.
Реализация воспитательных функций представлена 5-ю линиями:
Первая линия воспитательных возможностей - это воспитание ума, развитие мышления, формирование умения видеть явления языка в системе. В этом русле у школьников формируется научное мышление, развивается познавательный интерес. Осознание языка, овладение языковой теорией помогают школьникам в овладении механизмами языка и своей речи, т.е. в познании самого себя, осознать себя как члена общества.
Вторая линия - это привитие любви к родному языку через поэзию, художественные образы, культурные сокровища, чтобы понять роль русского языка как одного из мировых языков. Любить язык надо не только сердцем, но и умом, надо до тонкостей изучить его.
Третья линия- это само содержание текстов, которые используются в системе обучения, в упражнениях, в языковом анализе. Это тексты о картинах природы, о жизни людей. Тексты вводятся в учебники, сборники для изложений, даются в виде хрестоматии, подбираются самим учителем. Они должны быть разнообразны по содержанию, по типам речи, по жанрам, по тематике. Образцовые тексты ценны тем, что они сами собой дают нравственный настрой ученику, обогащают его. Лучшие тексты заучиваются, запоминаются, обогащают речь школьника, разнообразят ее.
Четвертая линия - это самовыражение самих учащихся в речи, в сочинении, в письмах, дневниках и пр., особенно в творческих работах. В работе над собственным языком актуализируются все знания и умения, накопленные в процессе изучения родного языка. Он приобщается к жизни взрослых, к интересам своего народа, формируется его личность.
Это расширяет сферу его интересов. В этом смысле велика роль конкурсов. олимпиад, утренников, исследований диалектов, древних памятников, издания газет и школьных журналов, кружков русского языка, переписки с другими школами, радио- и телепередач, школьного театра...
Пятая линия воспитания - это выбор методов учебного труда и организационных форм; на этом пути формируется активность или пассивность, трудолюбие или леность, умение организовать свой труд и доводить его до поставленной цели или разгильдяйство, умение мыслить логично, оригинально, самостоятельно или шаблонно, стандартно, увлеченность познанием или безразличие, желание и умение помочь лругу или равнодушие, стремление к лидерству или безынициативность...
Если на каждом уроке школьник активно работает, идет по пути самостоятельного познания науки о языке (как и других наук), то и в процессе обучения складываются и закрепляются соответствующие черты. И наоборот: безделье порождает бездельника.
Велика воспитательная функция культуры речи самого ученика - в содержании и оформлении его речи, в построении фразы, во владении дикцией, интонациями, особенно - в знании и соблюдении норм литературного языка. Т.к. о культурном уровне и воспитанности человека легче всего судить по его устной и письменной речи (и чаще всего - безошибочно).
- 2 Пути реализации воспитательной функции.
- 3 Изучение закономерностей и структуры языка.
- 4 Углубленное изучение русского языка.
- 5 Развивающая роль теории языка.
- Вопрос 7 Метод конструирования
- 8. Сравнительно-исторический метод
- Вопрос 15 Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.
- Вопрос 16 Мягкие и твердые согласные.
- Вопрос 17 Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
- Вопрос 18 Слог. Ударные и безударные слоги.
- Вопрос 19 Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
- Вопрос 20 Процесс работы над усвоением понятий.
- Вопрос 21 Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
- Вопрос 22 Грамматические и словообразовательные упражнения
- Вопрос 23 методика изучения морфемного состава слова в начальных классах
- Вопрос 24 Морфология. Части речи
- Вопрос 27Тема «Склонение имен существительных»
- Вопрос 28 в теме «Склонение имен существительных»
- Вопрос 29 Тема «Число имен существительных»
- Вопрос 30 Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных
- Вопрос 31 Род имен прилагательных»
- Вопрос 32 Склонение имен прилагательных»
- Вопрос 33 Лексическое и грамматическое значение глаголов
- Вопрос 34 Тема «Время глагола». Прошедшее время
- Вопрос 36 Служебные части речи. Союзы. Предлоги
- Вопрос 37 Знакомство с местоимением
- Вопрос 39 Знакомство с именами числительными
- Вопрос 40 Члены предложения. Словосочетания
- Вопрос 41 Предложения, их виды