logo
Мяо шпоры

2 Пути реализации воспитательной функции.

Реализация воспитательных функций представлена 5-ю линиями:

Первая линия воспитательных возможностей - это воспитание ума, развитие мышления, формирование умения видеть явления языка в системе. В этом русле у школьников формируется научное мышление, развивается познава­тельный интерес. Осознание языка, овладение языковой теорией помогают школьникам в овладении механизмами языка и своей речи, т.е. в познании самого себя, осознать себя как члена общества.

Вторая линия - это привитие любви к родному языку через поэзию, художествен­ные образы, культурные сокровища, чтобы понять роль русского языка как одного из миро­вых языков. Любить язык надо не только сердцем, но и умом, на­до до тонкостей изучить его.

Третья линия- это само содержание текстов, которые ис­пользуются в системе обучения, в упражнениях, в языковом ана­лизе. Это тексты о картинах природы, о жизни людей. Тексты вводятся в учебники, сборники для изложений, даются в виде хре­стоматии, подбираются самим учителем. Они должны быть раз­нообразны по содержанию, по типам речи, по жанрам, по темати­ке. Образцовые тексты ценны тем, что они сами собой дают нравственный настрой ученику, обога­щают его. Лучшие тексты заучиваются, запоминаются, обогащают речь школьника, разнообразят ее.

Четвертая линия - это самовыражение самих учащихся в речи, в сочинении, в письмах, дневниках и пр., особенно в творческих ра­ботах. В работе над собственным языком актуализируются все знания и умения, накопленные в процессе изучения родного языка. Он приобща­ется к жизни взрослых, к интересам своего народа, формируется его личность.

Это расширяет сфе­ру его интересов. В этом смысле велика роль кон­курсов. олимпиад, утренников, исследований диа­лектов, древних памятников, издания газет и школьных журналов, кружков русского языка, переписки с другими школами, радио- и телепередач, школьного театра...

Пятая линия воспитания - это выбор методов учебного труда и организационных форм; на этом пути формируется активность или пассив­ность, трудолюбие или леность, умение организовать свой труд и доводить его до поставленной цели или разгильдяйство, умение мыслить логично, оригинально, самостоятельно или шаблонно, стандартно, увлеченность познанием или безразличие, желание и умение помочь лругу или равнодушие, стремление к лидерству или безынициативность...

Если на каждом уроке школьник активно работает, идет по пути самостоятельного познания науки о языке (как и других наук), то и в процессе обучения складываются и за­крепляются соответствующие черты. И наоборот: безделье поро­ждает бездельника.

Велика воспитательная функция культуры речи само­го ученика - в содержании и оформлении его речи, в построении фразы, во владении дикцией, интонациями, особенно - в знании и соблюдении норм литературного языка. Т.к. о культурном уровне и воспитанности человека легче всего судить по его устной и письменной речи (и чаще всего - безошибочно).