Вопрос 21 Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
I. Активная умственная деятельность учащихся. Известно, что результативность усвоения знаний в значительной степени обусловлена методами обучения. Репродуктивный (воспроизводящий) метод не дает желаемых результатов, поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности и в основном ориентирует ученика на запоминание.
В качестве исходного момента, создающего проблемную ситуацию, может выступить и орфографическая задача, решение которой связано с грамматическими знаниями. Например, перед изучением типов склонения имен существительных учитель предлагает вопрос-задачу: «В предложении Машина проехала по улице Карбышева и по площади Мужества найдите имена существительные, которые употреблены в одном и том же падеже и с одинаковым предлогом. Почему в слове (по) улице пишется окончание -е, а в слове (по) площади пишется -и, хотя они употреблены в одном и том же (дательном) падеже?» Знания, которыми владеют учащиеся, не позволяют им дать правильного объяснения. Так возникает проблемная ситуация, которая убеждает учащихся в необходимости изучения нового материала — типов склонения имен существительных.
Ясность для учащихся конечного результата изучения нового материала и цели (ради чего изучается та или иная языковая категория) создает мотив деятельности, активизирует начальный этап процесса познания. Однако заинтересованность в изучении нового еще не означает, что учащиеся будут активны на всех этапах работы.
II. Целенаправленная работа над развитием у учащихся лингвистического отношения к слову и предложению. Лингвистическое отношение к слову и предложению формируется у учащихся в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает прежде всего осознание взаимодействия семантической и грамматической сторон языка (содержания и грамматических средств его выражения).
III. Осознание существенных и несущественных признаков понятия. Необходимо особо подчеркнуть, что для успешного формирования понятий предметом осознания учащихся должны быть не только существенные, но и несущественные признаки понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира при определении понятия.
IV. Включение нового понятия в систему ранее изученных — важнейшее условие усвоения понятия, применения знаний в речевой практике. Установление связей между понятиями составляет фундамент системы знаний учащихся по русскому языку, фундамент осознанного владения языком. Связи между понятиями обеспечивают мобильность применения теоретических знаний при решении практических задач (грамматических, орфографических, речевых и др.).
V. Раскрытие сущности связи определенных языковых категорийвключается в сам процесс изучения новой категории, а также осуществляется после изучения в отдельности каждой из рассматриваемых категорий или одной из них. Например, связь между лексическим значением слова и его морфемным составом рассматривается сразу же при изучении частей слова, так как иначе роль той или иной морфемы раскрыть невозможно; учитель изменяет состав слова и показывает, как в зависимости от этого изменяется смысл слова, за счет какой части слова происходят изменения: входить, переходить, уходить; часовой, часовщик; строитель, читатель.
VI. Наглядное изучение понятия. На разных этапах формирования понятий применение наглядности выполняет вполне определенную роль. На начальном этапе ознакомления с признаками понятия наглядность используется с целью четкой «подачи» признаков изучаемого явления в их конкретном проявлении в речи.
Итак, основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.
- 2 Пути реализации воспитательной функции.
- 3 Изучение закономерностей и структуры языка.
- 4 Углубленное изучение русского языка.
- 5 Развивающая роль теории языка.
- Вопрос 7 Метод конструирования
- 8. Сравнительно-исторический метод
- Вопрос 15 Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.
- Вопрос 16 Мягкие и твердые согласные.
- Вопрос 17 Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
- Вопрос 18 Слог. Ударные и безударные слоги.
- Вопрос 19 Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
- Вопрос 20 Процесс работы над усвоением понятий.
- Вопрос 21 Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
- Вопрос 22 Грамматические и словообразовательные упражнения
- Вопрос 23 методика изучения морфемного состава слова в начальных классах
- Вопрос 24 Морфология. Части речи
- Вопрос 27Тема «Склонение имен существительных»
- Вопрос 28 в теме «Склонение имен существительных»
- Вопрос 29 Тема «Число имен существительных»
- Вопрос 30 Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных
- Вопрос 31 Род имен прилагательных»
- Вопрос 32 Склонение имен прилагательных»
- Вопрос 33 Лексическое и грамматическое значение глаголов
- Вопрос 34 Тема «Время глагола». Прошедшее время
- Вопрос 36 Служебные части речи. Союзы. Предлоги
- Вопрос 37 Знакомство с местоимением
- Вопрос 39 Знакомство с именами числительными
- Вопрос 40 Члены предложения. Словосочетания
- Вопрос 41 Предложения, их виды