Вопрос 39 Знакомство с именами числительными
Эта часть речи неоднократно вводилась в программы и учебники русского языка. Объясняется это введение главным образом практической необходимостью: на уроках математики числительные употребляются с нарушениями требований культуры речи. Проще говоря, дети не умеют склонять числительные: слишком трудны для них некоторые формы косвенных падежей: творительный падеж: семьюдесятью, тремястами. Орфография - еще труднее. Давно уже высказывается мнение об упрощении в употреблении трудных форм числительных, так как их неправильное употребление все более прочно закрепляется в разговорной речи даже образованных людей. Тем не менее включение числительных в круг изучения в школе вносит элементарную организованность в речевом их использовании. Что же должно быть усвоено в начальных классах? Вот круг тем: общее понятие об именах числительных;
их деление по функциям на количественные (обозначают определенное число однородных предметов) и порядковые (порядок при счете)
сходство первых с именами существительными, вторых - с прилагательными;
деление числительных по составу - простые, сложные и со ставные; 4
-склонение простых числительных (трудные случаи склонения составных и сложных числительных откладываются);
-правописание простых и некоторых сложных числительных. Дробные и собирательные числительные не изучаются, однако использование их не исключено.
Основные лексические и грамматические признаки числительных школьники могут выделить и сформулировать сами в ходе анализа предложений и текста. Они убеждаются в том, что числительные о и два могут изменяться по родам, как прилагательные, а один - д по числам, при этом во множественном числе в форме одни естественно изменяется семантика. Склонение простых числительных сходно со склонением существительных, но есть и различия, последние выявляются самими школьниками. Порядковые числительные склоняются, как прилагательные. Числительные один, два, три обла дают особенностями склонения. Полезно ознакомить школьников с" склонением слов сто, тысяча, сложных числительных типа пятъдесят, пятьсот, составных двести сорок семь (хотя бы устно). Некоторые выводы и обобщения: большое разнообразие в значениях, в формах, в морфемном составе, в способах изменения, в правописании числительных. Тем не менее возможно построение нескольких схем-моделей: схема числительных по значению, по функциям; схема по составу слов и числительных типа 786 схема-модель сходств с другими именами - существительными, прилагательными; несколько таблиц склонения и пр. Исследовательские задания:
-проследить на текстовых примерах роль имен числительных в предложении;
-подготовить сообщение на тему «Числительные в русских пословицах и поговорках» (Один с сошкой, семеро с ложкой; Семеро по лавкам)', попытаться просклонять числительное 800, на этой основе составить правило склонения числительных от двухсот до девятисот, а также употребления мягкого знака в них.
Следует признать, что орфография числительных сложна. Многое усваивается практически, и от ошибок спасает лишь цифровое написание чисел.
Очень важно, чтобы и на уроках математики элементарно соблюдались нормы формоизменения числительных, как и другие требования «Единого режима культуры речи в школе».
- 2 Пути реализации воспитательной функции.
- 3 Изучение закономерностей и структуры языка.
- 4 Углубленное изучение русского языка.
- 5 Развивающая роль теории языка.
- Вопрос 7 Метод конструирования
- 8. Сравнительно-исторический метод
- Вопрос 15 Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.
- Вопрос 16 Мягкие и твердые согласные.
- Вопрос 17 Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
- Вопрос 18 Слог. Ударные и безударные слоги.
- Вопрос 19 Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
- Вопрос 20 Процесс работы над усвоением понятий.
- Вопрос 21 Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
- Вопрос 22 Грамматические и словообразовательные упражнения
- Вопрос 23 методика изучения морфемного состава слова в начальных классах
- Вопрос 24 Морфология. Части речи
- Вопрос 27Тема «Склонение имен существительных»
- Вопрос 28 в теме «Склонение имен существительных»
- Вопрос 29 Тема «Число имен существительных»
- Вопрос 30 Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных
- Вопрос 31 Род имен прилагательных»
- Вопрос 32 Склонение имен прилагательных»
- Вопрос 33 Лексическое и грамматическое значение глаголов
- Вопрос 34 Тема «Время глагола». Прошедшее время
- Вопрос 36 Служебные части речи. Союзы. Предлоги
- Вопрос 37 Знакомство с местоимением
- Вопрос 39 Знакомство с именами числительными
- Вопрос 40 Члены предложения. Словосочетания
- Вопрос 41 Предложения, их виды