logo
Мяо шпоры

Вопрос 28 в теме «Склонение имен существительных»

Главная трудность еще впереди: это три типа склонения (остальные типы в начальных классах не даются). Эти типы различаются по двум признакам, вполне доступным: по родовому признаку и по окончаниям падежных форм в именительном падеже единственно числа.

Таблица родовых окончаний имен существительных школьникам уже известна: мужской род - нулевое окончание, женский род - окончания -а, -я или нулевое окончание при мягкой основ средний род - окончания -о, -е, -ё (существительные на -ия, -ий, в начальных классах традиционного уровня не даются).

Порядок изучения трех склонений выбирается по целям обучения и по готовности учащихся: исследовательский или догматамский.

В первом случае школьники подбирают по таблице родов примеры имен существительных, склоняют их письменно, окончания выделяют; чтобы не было ошибок, берут такие примеры, которых нет безударных окончаний.

Затем сравнивают, исследуют окончания и убеждаются, что, судя по окончаниям, падежные формы выстраиваются достаточно четко в три группы:

весна

конь,

окно

соль

весны

коня,

окна

соли

весне

коню,

окну

соли

весну

коня,

окно

соль

весной

конем,

окном

солью

о весне

о коне,

об окне

о соли

Организующая роль учителя сводится в основном к тому, чтобы не было таких существительных, которые составляют отклонение от общего правила. Случаи с мягкими и твердыми основами можно сразу не давать, оставить на вторую очередь. Случай с одушевленными существительными тоже не обязательно давать сразу, можно перенести на этапы углубления темы. Достоинство исследовательского варианта в том, что склонение существительных сразу предстает перед учащимися как система. Догматический метод тоже имеет свои преимущества, поскольку он позволяет постепенно вводить 1-е, 2-е, 3-е склонения; что касается самого процесса склонения, записи, выделения окончаний, то все это имеет место и во втором варианте. Здесь нетрудно заметить также исследовательские моменты, наблюдения, выводы, обобщения. После уточнений три склонения сводятся в единую таблицу:

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

И.

стена, воля

дом, конь, окно, ружье

соль, печь

Р.

-ы, -и

-а, -я

д.

-у, -ю

В.

-у, -ю

нулевое, -а,-я,-о, -ё

нулевое

т.

-ой, -ей

-ом, -ем

п.

Из экономии места здесь дана сжатая таблица. Но в работе с детьми целесообразно воспроизводить вопросы, падежные формы включать в словосочетания и предложения для понимания и объяснения значений падежей в доступных случаях. Попутно разъясняются функции предлогов, варианты о и об, обращается внимание на твердые и мягкие основы склоняемых существительных и на то, что, в сущности, окончания и -ё - это одно окончание: [акно], [руж)б]. С целью углубления понимания значений падежных форм целесообразно вводить их (формы) в различные сочетания: родительный падеж: чего или кого нет, чего мы не видим, чего не знаем? - Нет стены; мы не видим коня, виден уголок окна; у нас нет соли; Коля вернулся из города Иркутска... Роль предлогов в образовании падежных форм может быть исследована школьниками методом лингвистического эксперимента: в самом деле, без предлога форма родительного падежа может не получиться: вернулся - откуда? Из города. Мне скучно. Почем у? - Без книги. Без тебя... Винительный падеж: что видим, кого позвали? Видим лес вдали. Позвали соседа в гости. Возникает еще одна проблема - сочетаемости слов: она не изучается теоретически, но практически сочетания - в каждом предложении. » Все новые и новые наблюдения. Оказывается, предложный падеж потому и называется предложным, что форьа этого падежа употребляется с предлогами (о, в, на). Составляется таблица предлогов, употребляемых с падежными формами существительных. Углубление темы «Склонение имен существительных» возможно через введение осложняющих систему вариантов: несклоняемых имен существительных типа кофе, пальто: склонения существительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся-, типа чудо - чудеса и мн. др.

Теоретическая работа: обобщение всех грамматических изменений имен существительных

соотнесение формального и семантического в системе форм; изменений существительных;

связи форм склонения и синтаксических связей в словосочетании и предложении.

Важнейшие виды упражнений учащихся по теме: _

а) склонение специально подобранных имен существительных разных типов в трех вариантах:

склоняется лишь само существительное; оно склоняется в словосочетании или в небольшом предложении;

формы падежей вводятся в предложения и текст. Варианты предполагают также использование предлогов;

б) анализ падежных форм, встречающихся в тексте: составление алгоритмов, предписаний, определяющих четкую последовательность в анализе падежных форм и определении типа склонения;

в) толкование значений падежных форм в предложениях (доступные случаи);

г) составление предложений с заданной падежной формой;

д) упражнения в выделении падежных окончаний и в их проверке.

Исследовательские задания:

составление группы имен существительных, которые склоняются по 4-му типу склонения;

составление таблицы окончаний такого типа склонения. Возможно такое же задание и для 5-го типа склонения;

составление таблицы безударных окончаний в целях правописания, проверки безударных гласных;

нахождение способов определения падежа несклоняемых имен существительных в предложении (В зоопарке я видел детенышей кенгуру)-,составление подобных заданий; выведение правила решения такой задачи; написание шутливого рассказа «Спор падежей».