logo
Мяо шпоры

Вопрос 32 Склонение имен прилагательных»

Эта одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах, поскольку существует сложная система согласования и проверки безударных окончаний.

Но есть и немалое достоинство: здесь почти нет нарушений единой системы, все подчинено правилам (напомним, что притяжательные прилагательные в начальных классах не изучаются).

Начинать новую тему следует, как и предыдущую, со связей имен прилагательных с существительными, к которым они относятся. Читая и анализируя текст, учащиеся находят в нем словосочетания «существительное + прилагательное», выделяют их голосом и выписывают, задают вопрос к прилагательному. В тексте они встретятся и в именительном, и в косвенных падежах: вопрос к существительному поможет определить падеж. Учащиеся убеждаются, что и сам вопрос к прилагательному - какой? можно просклонять:

И.какой? какая? какое? какие?

Р. какого? какой? какого? каких? ит. д. (косвенные падежи мн. ч. изучаются по углубленным программам).

Внимание детей обращается на то, что все окончания вопроса ударяемые: это пригодится позже.

Далее следует синтетическая работа учащихся: они склоняют существительные с прилагательными; сразу берутся примеры с твердой и с мягкой основами. Склоняется, в сущности, словосочетание, записываются формы всех падежей, выделяются окончания имен прилагательных. Можно было бы поместить все три рода в одну таблицу склонения, но это громоздко, не поместится на странице.

(к а к о й?) (какого?) (какому?) (к а к о й?) (к а к и м?) (к а к о м?)

И. карандаш Р. карандаша Д. карандашу В. карандаш Т. карандашом П. о карандаше

Таблица склонения имен прилагательных

Мужской род

желтый, большой, синий желтого, большого, синего желтому, большому, синему ,желтый, большой, синий желтым, большим, синим желтом, большом, синем

Форма винительного падежа для одушевленных существительных пока не берется.

Женский род

И.

лента

(к а к а я?)

желтая

синяя

Р.

ленты

(к а к о й?)

желтой,

синеи

д.

ленте

(к а к о й?)

желтой,

синеи

В.

ленту

(к а к у ю?)

желтую,

синюю

т.

лентой

(к а к о й?)

желтой, -ою,

синеи, -ею

п.

о ленте

(о какой?)

желтой,

синеи

Средний род (к а к о е?) (какого?) (какому?) (к а к о е?) (каким?) (о каком?) В результате практической работы и наблюдений дети делают выводы:--не только формы рода и числа, но и все падежные формы прилагательных зависят от имен существительных, к которым относятся, с которыми согласуются;--можно задать вопрос от существительного к прилагательному, и окончание этого вопроса, всегда ударяемое, будет совпадать с окончанием прилагательного в том же падеже. Возможно, что сам вопрос - тоже имя прилагательное. Впоследствии, когда будут изучаться местоимения (вопросительные), дети поймут их роль и название. Такие «открытия» очень важны для методики: в них и перспективность, и опережение, и поисковые методики. Продолжаем выводы - их делают учащиеся на уровне своих возможностей: при склонении имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, отличающиеся от вопросов имен существительных;

падежные вопросы имен прилагательных в основном различны по родам, но многие совпадают, особенно в среднем роде: он совпадает с мужским, кроме именительного и винительного падеже

падежные окончания прилагательных различаются в зависимости от твердости/мягкости основы слова: о/е, ы/и, а/я, у/ю;

окончания могут быть ударяемыми и безударными. Правописание безударных окончаний проверяется ударными, в том числе и окончаниями вопроса того же падежа и рода. Дальнейшие исследования учащихся: до сих пор мы изучали только единственное число в падежных формах. Нам предстоит изучить склонение во множественном числе. Как построить и провести такое исследование? И. Р.

д.

в. т. п.

полотенце полотенца полотенцу полотенце полотенцем о полотенце

желтое,

желтого,

желтому,

желтое,

желтым,

желтом,

синей синего синему синев синим синем

Углубление понятий: склонение как изменение имен по падежам мы применили к новой части речи - к прилагательному, при этом обнаружили несколько новых особенностей склонения (они названы выше). Значения падежей у прилагательных те же, что и у имен существительных, но они обогащены признаками, свойствами. Пополнился также термин падежные вопросы, а также термин падежные окончания

Виды упражнений (кратко):

-языковой анализ с акцентом на именах прилагательных; языковой синтез - составление словосочетаний с именами прилагательными в различных вариантах;

-полное склонение таких сочетаний устно и письменно; составление предложений и текстов различных типов и методом конструирования, и по коммуникативной методике; выбор прилагательных и обоснование выбора; варианты перестройки предложений, их расширение, редактирование;

-составление тематических групп имен прилагательных и словариков;

-составление терминологического словарика по изученным темам курса и пр.

Исследовательские задания:

-опираясь на темы раздела «Имя прилагательное», построить таблицу склонения во множественном числе, сделать выводы (формы падежей подскажет языковая интуиция);

-исследовать окончания падежей во множественном числе, их написание;

-построить задания для предполагаемых учащихся (ролевой момент);

-представить себе, что вы, ученики, на самом деле - учителя, а может быть, даже авторы учебника...

Углубленное исследовательское задание: в книгах вы встречаете прилагательные, разобрать которые пока не умеете. Ведь мы изучали далеко не все и про существительные, и про прилагательные (имеются в виду и краткие прилагательные, и степени сравнения и пр.). Попытайтесь определить их значения, формы, их роль в выражении мысли. Виды обобщения по темам «Имя существительное» и «Имя прилагательное»:

составление таблиц, схем, моделей, например, склонения, где используются полные слова; используются только окончания и пр. Пример: общая модель изменения имен прилагательных, связь с именами существительными, формы рода, числа, падежные формы и пр

устное сообщение обобщающего типа на темы «Совпадающие падежные формы имен прилагательных»; «Падежные окончания, которые в безударном варианте трудно различимы на слух»; «Выразительная, изобразительная роль прилагательных (в тексте)»; «Группы прилагательных по значению»;

составление алгоритмов: порядок грамматического анализа имени прилагательного, алгоритм проверки написания безударного падежного окончания прилагательного и пр.

Опорная схема: трудные, легко смешиваемые падежные окончания:

Твор. и предл. пад. Вин. и твор. пад.

муж. и ср. р.: жен. р.:

-ым, -ом/-им, -