logo
Мяо шпоры

Вопрос 37 Знакомство с местоимением

Три рассмотренные выше части речи представляют собой крупные темы, дающие основательные представления и о самих частях речи, и о языковом курсе в целом, о семантике, грамматических признаках, синтаксических функциях, о роли каждой части в речевой деятельности человека В данной главе рассмотрены те части речи, которые изучают в ознакомительном плане: местоимения, наречия, имена числ тельные (знаменательные, подобно существительным, глаголам) предлоги, союзы, частицы (служебные).

Под названием местоимений объединены мало похожие ме; . собой разряды слов, объединенные отсутствием собственно значения: они употребляются вместо имен. По степени знаком ва с ними эти разряды могут быть разделены на три группы:

Изучаются более или менее подробно

Встречаются в практическом использовании

Не вводятся в систему изучения

личные

вопросительно-относительные, возвратное, притяжательные, указательные

неопределенные и др.

Личные местоимения изучаются в лексико-семантическом пла не, а также функционально, т.е. как заменители существительные в предложениях и в тексте, что служит средством устранения по* второв. Другая их функция - служить опорой при образование личных форм глаголов. В начальных классах изучается склонение личных местоимений, трудное тем, что содержит супплетивны формы падежей: я, меня, мне...; она, ее, ей... Вторая трудность - это звук и буква н в косвенных падежах перед гласными и после предлогов: род. п.: к о г о? - его, но побывал у него. Трудность и в соотнесении форм косвенных падежей с именительным: ты - тебя, здесь ошибка маловероятна, но она - ее, ей, с ней - ошибки нередки. В соответствии с этими трудностями подбираются упражнения: устное и письменное склонение, употребление косвенных падежей в предложениях, особенно с предлогами; редактирование текста, устранение неоправданных повторов путем замены повторяющихся слов местоимениями. Изучение личных местоимений облегчается их участием в спряжении глаголов; следует обратить особенное внимание на роль личных местоимений в передаче значений лица в прошедшем времени глаголов, так как в других временах эти значения передаются с помощью окончаний, а в прошедшем времени - аналитически, поэтому роль местоимений возрастает: ты писал, они писали и пр. Ко второй группе относятся в первую очередь вопросительно- относительные местоимения в их вопросительной функции: вопросы, выявляющие связи между словами в предложении; падежные вопросы кто? что? и их косвенные падежные формы при склонении имен существительных и личных местоимений; вопросы какой? какая? какое? и пр. в склонении имен прилагательных. В относительном значении эти же местоимения употребляются и роли союзных слов: Саша не расслышал, что сказал Толя. Указательные местоимения употребляются в приеме определения рода имен существительных (путь - тот, степь - та) на основе языковой интуиции. В такой же роли употребляются притяжательные местоимения: конь -мой, дверь - моя. Возвратное местоимение себя используется при изучении постфикса -ся (-съ) в теме «Залоги» при анализе образования возвратных глаголов (и страдательного залога) Усваиваются понятия «местоимение», «личные местоимения», «вопросительные», «возвратное» и пр. Практические упражнения: грамматический анализ местоимений в тексте; включение их в собственные предложения; образование их форм; использование в редактировании компонентов текста и пр. Обобщение по теме:-включение местоимений в модель, отражающую систему частей речи;-составление таблиц склонения личных местоимений; составление ступеней местоименных замен при устранении повторов;-пополнение словаря грамматических терминов; определение роли (функции) местоимений в сравнении с другими частями речи.

Вопрос 38 Знакомство с наречиями До сих пор рассматривались знаменательные и изменяемые части речи: наречие - знаменательная, но неизменяемая часть речи. (Степени сравнения наречий не изучаются, как и у прилагательных.)

Как и в предыдущих темах, школьники исследуют: а) лексическое значение наречий - это слова, обозначающие время, место действия и пр.; б) их вопросы: к о г да? где? как? почему?ипр.; в)роль наречий в предложении; г)изменяются ли.

Наблюдения обобщаются, выводы выверяются по учебнику.

Целесообразно познакомить школьников с несколькими разрядами наречий: времени, места, образа действия (самые употребительные в детской речи)

Дети должны узнавать наречия в тексте, приводить свои примеры (т.е. вводить наречия в свою речь), ставить вопросы к ним, писать без ошибок, кроме трудных случаев. В последнем случае учитель должен предупредить ошибку.

Школьники, как правило, относят к числу наречий и категорию состояния (Мне грустно и легко). Исправлять ответы учащихся в этих случаях не следует, но полезно обратить их внимание на значение и роль таких слов в предложении. Эти слова обозначают состояние природы или человека, животного (Было жарко).

Теория: понятия «наречие», «его разряды», «наречия места», «наречия времени» и особенно - «признак действия».

Упражнения: грамматический разбор наречий; введение их в текст; написание наречий типа направо, налево, вниз, вверх, вечером, утром.

Исследовательские задания: проследить способы образовании наречий: »

а) от имен существительных (вечер - вечером)-,

б) от прилагательных (близкий - близко, добрый - по-доброму и пр.);

в) от глагола (спешить - не спеша, шутить - шутя)\

г) от местоимений (свой - по-своему).