logo
Мяо шпоры

Вопрос 29 Тема «Число имен существительных»

В отличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых из них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные шачения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи разных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи. Эти семантические тонкости могут стать предметом исследований.

Впрочем, в традиционных учебниках принято сдержанное, осторожное отношение к таким лексико-семантическим группам существительных, как абстрактные. Но дети легко понимают не- нозможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п. Особенности подобных имен существительных могут стать предметом исследовательской работы учащихся. ч

Практические упражнения в образовании форм множественного числа начинаются в I классе, в системе грамматической пропедевтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала - значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного.

Во П классе дети уже выделяют формальные признаки. Теоретического материала по этой теме немного: это понятие «множественное число», способ (форма) выражения множественного числа, соотношение понятий «один» и «много». Частные случаи этой формы рассматриваются практически, в частности в письменных упражнениях.

Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации существительных во множественном числе в ходе языкового анализа: а)образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударяемыми и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары антонимов и пр.;

б)образование единственного числа от формы множественного числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисунки, падежи и при в) составление словосочетаний в единственном и во множ венном числе: кирпичный дом - кирпичные дома, небольшие п ложения: Мальчики ловили рыбу в речке - Мальчик ловил.., Я г)построение предложений и фрагментов текста с изменени не только числа имени существительного, но и содержания, в званным' изменением числа: Мальчик... принес двух окунък Мальчики... принесли целое ведро карасей, д)исследовательские задания: подбор слов к именам существ тельным, которые не имеют единственного числа - только множественное (например, сани, качели), не имеют множественно" (стужа, космос) с обоснованием.

Обобщение по теме «Множественное число» - в конце IV класса, в виде составления таблицы, отражающей особенности фор множественного числа во всех изученных частях речи.