logo
Мяо шпоры

Вопрос 33 Лексическое и грамматическое значение глаголов

К началу изучения темы «Глагол» школьники уже имеют опыт работы со словами, обозначающими действие. Не исключено, что

знакомы они и с понятием «состояние предметов». Они в ОСИ ном правильно пользуются глаголами в речи, как и другими частями речи. Умеют объяснить лексическое значение многих г лов, объединить их в тематические группы: глаголы движения речи, зрения, домашнего бытового труда и пр.

В языковом анализе текста, предложения к глаголу, как правило, ставится вопрос от имени существительного: что дела предмет? - это глагол-действие; что происходит предметом?-глагол-состояние.

Вопросы варьируются по временам: что делает? что делал? что будет делать?; по лицам: что делаю? что Д лаешь?; По родам: что д е л а л а?; по наклонениям: что с Д л а л бы? (последнее - при углубленном изучении). Значит,, вопрос, задаваемый к глаголу, раскрывает не только его лексическое, но и грамматическое значение.

Именно вопрос, умение (интуитивное) поставить его служат связующим звеном между неосознанным, не выраженным в I вилах усвоением языковых значений, связей, моделей и их осознанным усвоением. |

Пользуясь методикой грамматических вопросов, школьники знакомятся со свойствами глаголов: сначала с теми категория которые им знакомы из предыдущих тем (род, число), и с те которые свойственны только глаголу (время, лицо, способно иметь неопределенную форму). А при углубленном изучение: школьники знакомятся с видами, залогами, наклонениями, причастиями. Грамматические характеристики глагола сложны сравнении с другими частями речи.