II. Схема оценки информационной речи
1. Тема и цель
Интересны? Уместны? Актуальны?
2. Вступление Интересно ли?
Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?
3. Главная часть
Продуман ли план?
Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?
4. Заключение
Ясно? Есть ли обобщение сказанного?
5. Произношение
Уверен ли говорящий в себе?
Правильна ли поза? Жесты?
Удачен ли темп речи? Монотонно?
Есть ли контакт с аудиторией?
Есть ли речевые ошибки?
6. Советы выступающему.
III. Памятка
Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.
Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.
В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение (П. Сопер).
Задание 21. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5 минут. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Продумайте систему логических и психологических доводов.
Материалы к заданию
- 1.Общее представление о риторике
- 2. Классификация красноречия
- 3. Риторика? Это наука или искусство.
- 1. Античные риторики
- 1.1. Софисты
- 1.2. Этос
- 1.3.Риторика – наука
- 1.3.1. Марк Туллий Цицерон
- 1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан
- 2.1. Средние века
- 2.2. Новое время (эпоха Возрождения)
- 3.Ораторское искусство России
- 4. Неориторика
- 1.Введение
- 2. Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.
- 1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (инвенция)
- 2. Основные приемы поиска материала
- 4. Способы словесного оформления публичного выступления
- 1) Первую фразу или даже 2-3 фразы;
- 4.2. Культура речи оратора (способы словесного оформления публичного выступления) – элокуция
- 1. Стиль устной речи
- 2. Соблюдение основных требований к языку выступления
- 5. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
- Xliv (Глава восьмая)
- 6.Оратор и аудитория – акцио
- Практикум
- 1. Развлекательная речь
- 2. Информационная речь
- 3. Воодушевляющая речь
- 4. Убеждающая речь
- 5. Призывающая к действию
- Композиционное построение речи
- I. Примерные темы для информационной речи
- II. Схема оценки информационной речи
- I. План агитационной речи
- Материалы к заданию
- I. Структура приветственной речи
- II. Схема оценки приветственной речи
- III. Памятка
- Техника речи
- Некоторые сведения о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования Речевой аппарат и его работа
- Правила чтения
- Скакалка
- Аквалангист
- Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, темп, тон
- Три круга
- Интонация
- Буря с берега
- Орфоэпические нормы русского языка
- Исполнение речи
- 1. Поза
- 2. Походка
- 3. Выражение лица
- 4. Жесты
- 4.2. Темы рефератов.
- 6.4. Персоналии