3. Риторика? Это наука или искусство.
Мы определили риторику как науку о законах публичной речи. Но часто заменяем это название другим словом - "ораторское искусство. " Что же все-таки это такое – наука или искусство?
- В античности риторику называли "царицей всех искусств" и связывали ее теснее всего с поэзией (литературой) и сценическим мастерством.
- В наши дни она чаще рассматривается как наука, ее иногда определяют как "теорию убеждающей коммуникации".
Противоречия здесь нет, оба подхода оправданы. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга. Ораторская речь являет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека.
Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.
Особенно близки ораторское искусство и литература,
ораторское искусство и театр.
Настоящий оратор всегда выступает как бы в трех лицах: сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей.
-Выдающийся русский судебный оратop и теоретик красноречия А. Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме;
-общее между красноречием и поэзией находил Аристотель;
-актерскими приемами пользовались в ораторском искусстве все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.
-В то же время уже с античных времен на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Она опирается на категориальную систему других наук, использует их данные. Особенно очевидна связь риторики и логики; в древности они даже рассматривались в неразрывном единстве.
: "Красноречие – дитя знаний",– говорили древние. Цицерон полагал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом (lngenlum), навыком (usus), и знаниями (doctrina); причем, важнее всего наука, т.к. первенство принадлежит образованному оратору. Литературу, историю, право и философию (особенно такие ее части, как логику и этику) Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора.
:Развитие этой мысли мы находим в работах М. В. Ломоносова. Он определяет красноречие, как "искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению";
тут же он указывает: "К приобретению оного требуется пять следующих средствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - «знание других наук.»
При этом «наука» состоит в познании «нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию» (собственна) риторика), а среди «других наук» Ломоносов особо выделяет историю и этику.
Эти требования и сегодня не утратили актуальности; мы лишь пополняем этот перечень необходимых оратору наук, исходя из современных представлений о месте риторики в системе духовных ценностей.
Чтобы нагляднее представить, какие же другие науки" нужны, чтобы стать красноречивым, обратимся к двум схемам поэтапной работы оратора над речью.
В классических риториках обязанностью оратора было:
1) найти, что сказать;
2) найденное расположить по порядку;
3) придать ему подходящую словесную форму;
4) утвердить все это в памяти:
5) произнести речь. Этому соответствовали пять основных частей риторики (см. схему 2).
Кроме того, по Цицерону, в задачу оратора входит:
-расположить к себе слушателей,
- изложить сущность дела,
-установить спорный вопрос;
-опровергнуть мнение противника;
-в заключительной части речи закрепить свою победу.
В работах современных авторов основные этапы подготовки и проведения публичного выступления выглядят следующим образом
(см. схему 3)
В сущности, это конкретизация классической модели с добавлением методически важной, посткоммуникативной фазы.
У начинающих ораторов, а также у тех, кто сам пока не испытал на себе всех трудностей публичного выступления, иногда складывается неверное представление об ораторской речи как о чистой импровизации, без особой подготовки, без опоры на четкий и строгий план, без анализа результатов. Обе приведенные здесь схемы говорят о прямо противоположном: ораторская речь – это сложный1 процесс, продукт длительного творческого труда, и лишь тот оратор добивается успеха, кто прошел через все упомянутые этапы, независимо от цели, жанра и продолжительности выступления. И короткая речь на митинге, и полуторачасовая вузовская лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме.
Если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления, мы обнаружим, что для успешного, осуществления своего замысла оратор привлекает данные различных наук, опирается на их категории и законы, пользуется проверенными на практике методическими правилами, применяет широкий диапазон умений и навыков.
- На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса (основной мысли), обеспечения доказательности и аргументированности речи.
Логический аспект речи этим не исчерпывается; категории и правила этой науки понадобятся и во время выступления, особенно если в ходе его завяжется спор и на этапе подведения итогов выступления, анализа ошибок и промахов, допущенных во время речи. Логическая культура оратора – важнейший элемент его речевого мастерства.
Другой существенный аспект – языковая культура оратора, умение из всех богатств родного языка выбрать именно те средства речевого воздействия, которые обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления. Работа над языком и стилем – обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура оратора проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста. Чем глубже и обширнее знания оратора в области общего языкознания и его конкретных разделов, тем выше культура его речи.
Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена.
Весьма существенный элемент ораторского мастерства – техника речи, отточить которую можно только в практике выступлений, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи и других наук, на первый, взгляд далеко отстоящих друг от друга, но на самом деле обеспечивающих благозвучность, четкость, ясность и интонационное богатство публичного выступления.
И в момент, когда только формируется замысел речи, и на других этапах подготовки выступления и, особенно, в ходе репетиции будущей речи оратор ориентируется на определенную аудиторию, создает ее мысленный образ. В первую же минуту его выступления этот образ "оживает", наполняется конкретным содержанием, слушатели и оратор вступают в непосредственный контакт, начинается увлекательный поединок мотивов, установок, ценностей, волевых качеств и намерений, эмоций.
Чтобы максимально точно предугадать характер этого состязания и победить в нем, чтобы достичь всех трех целей, которые ставили перед оратором еще в древности (убедить, усладить, увлечь аудиторию), оратор должен хорошо ориентироваться в вопросах общей и социальной психологии, педагогики, владеть методикой публичного выступления. Иными словами, ему должна быть присуща высокая психолого-педагогическая культура. Эти же науки помогут оратору выработать, развить, отшлифовать необходимые свойства собственной личности, психологические качества, которые нужны для работы с аудиторией, помогут найти свой стиль, преодолеть возможные недостатки характера.
Поведение оратора на трибуне, форма его контакта со слушателями, методы управления их вниманием, также пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения оратора и аудитории, определяются не только знанием психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой ораторского труда, каков у него уровень культуры общения (коммуникативной культуры).
Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего
философские науки (логика, этика, эстетика),
а также языкознание,
психология,
педагогика,
физиология,
актерское мастерство (перечень этот далеко не полон).
Изучение этих наук, применение их законов в публичной речи являются важной задачей оратора и обеспечивают необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются:
логическая культура
языковая культура
психолого-педагогическая культура
культура общения
техника речи.
Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, "ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться".
Называя риторику по-иному, ораторским искусством, мы все же осознаем, что природные данные, врожденный дар не играют здесь той определяющей роли, что в других видах творчества. Главным является обучение и самообразование, постижение законов и правил речевого общения, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных и воспитание новых необходимых качеств, постоянные упражнения и реальная ораторская практика.
Один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый XVII в. М.М.Сперанский так определял задачу риторики: «... обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать. ... каким образом сии драгоценные камни .... очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Что такое риторика? Это наука или искусство? Для кого она предназначена?
Согласны ли Вы с высказыванием Плутарха: "Искусство речи - как бы второе тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии"? Обоснуйте свою точку зрения.
Данные каких наук использует риторика? Что нужно, чтобы стать хорошим оратором?
Назовите основные жанры ораторского искусства и попытайтесь определить, в чем их отличие друг от друга.
Каковы основные этапы работы оратора над речью?
Из чего слагается мастерство оратора?
Подготовьте трехминутную речь на тему: "Зачем нужна риторика?"
ЛЕКЦИЯ 2 (4ч.)
Введение
Риторика – наука всеобщая.
Аристотель
Чем бы ни занимался человек в жизни, на каком бы поприще он ни трудился, ему приходится общаться с другими людьми. Правильная и красивая речь, умение убеждать других в истинности своего мнения, способность к корректному участию в дискуссии – все это является показателем культуры любого образованного человека и касается как устной, так и письменной речи.
Конечно, какую-то часть из указанных умений и навыков мы приобретаем интуитивно, в процессе повседневной коммуникации и +изучения различных наук. Но умения и навыки общения, приобретенные таким образом, недостаточны. Результатом осознания этого стало возникновение особой науки – риторики.
Эта наука имеет более чем двухтысячелетнюю историю. Возникнув в Древней Греции, риторика, наряду с логикой, стала одной из базовых составляющих традиции европейского образования. В последние годы, когда в нашей стране стал возможен свободный обмен мнениями между людьми по проблемам экономики и политики, искусства и образования стала настоятельно ощущаться необходимость в преподавании риторики, что привело к возрождению традиции изучения этой дисциплины в России.
Изучение риторики студентами предполагает выработку навыков, которые пригодятся Вам в дальнейшей профессиональной деятельности: грамотный поиск материала по интересующей Вас теме, его обработка, композиция и оформление результатов Ваших научных изысканий. При изучении риторики важным является не только усвоение теоретических основ красноречия, но и умение применять свои знания на практике.
Тема лекции: Этапы развития риторики. Неориторика как наука об эффективном речевом общении (из истории ораторского искусства)
Не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом.
Аристотель
Античные риторики
1.1.Софисты
1.2. Этос
1.3.Риторика – наука
1.3.1. Марк Туллий Цицерон
1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан
Развитие теории красноречия в средние века и в новое время (эпоха Возрождения)
2.1. Средние века
2.2. Новое время (эпоха Возрождения)
3.Ораторское искусство России
4. Неориторика
- 1.Общее представление о риторике
- 2. Классификация красноречия
- 3. Риторика? Это наука или искусство.
- 1. Античные риторики
- 1.1. Софисты
- 1.2. Этос
- 1.3.Риторика – наука
- 1.3.1. Марк Туллий Цицерон
- 1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан
- 2.1. Средние века
- 2.2. Новое время (эпоха Возрождения)
- 3.Ораторское искусство России
- 4. Неориторика
- 1.Введение
- 2. Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.
- 1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (инвенция)
- 2. Основные приемы поиска материала
- 4. Способы словесного оформления публичного выступления
- 1) Первую фразу или даже 2-3 фразы;
- 4.2. Культура речи оратора (способы словесного оформления публичного выступления) – элокуция
- 1. Стиль устной речи
- 2. Соблюдение основных требований к языку выступления
- 5. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
- Xliv (Глава восьмая)
- 6.Оратор и аудитория – акцио
- Практикум
- 1. Развлекательная речь
- 2. Информационная речь
- 3. Воодушевляющая речь
- 4. Убеждающая речь
- 5. Призывающая к действию
- Композиционное построение речи
- I. Примерные темы для информационной речи
- II. Схема оценки информационной речи
- I. План агитационной речи
- Материалы к заданию
- I. Структура приветственной речи
- II. Схема оценки приветственной речи
- III. Памятка
- Техника речи
- Некоторые сведения о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования Речевой аппарат и его работа
- Правила чтения
- Скакалка
- Аквалангист
- Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, темп, тон
- Три круга
- Интонация
- Буря с берега
- Орфоэпические нормы русского языка
- Исполнение речи
- 1. Поза
- 2. Походка
- 3. Выражение лица
- 4. Жесты
- 4.2. Темы рефератов.
- 6.4. Персоналии