logo
uchebnik_po_oratorskomu_masterstvu__l_s_posobi

4. Неориторика

представляет собой прямое продолжение риторики классической, несмотря на существенные различия и в содержании, и в методах. Сходство классической и новой риторик в их целях: по Аристотелю, цель ораторского мастерства (и его теории – риторического учения) – наилучшее, наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора. В наши дни цель неориторики определяется как поиск наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения, воздействия, убеждения.

В неориторике, как и в традиционной, выделяются следующие этапы:

1) подготовка – работа над темой выступления, сбор материала,

глубочайшее овладение темой;

2) расположение материала – построение

плана речевого произведения;

3) тщательное языковое оформление текста.

Сохранены и получили новое развитие и такие установки, как нацеленность стиля речи на уровень аудитории, поиск контакта с нею, изучение интересов слушателей, мастерство выразительной устной речи, умение вносить коррективы в подготовленный текст «на ходу», анализ собственной речи и самооценка.

В возрождающейся риторике немало нового, взятого из упомянутых выше речеведческих наук: это изучение структуры общения, ролей его участников, процесса коммуникации; изучение механизмов каждого вида речи, ее мотивов, целей и т.д.

Неориторика проявляет интерес к теории и опыту, накопленному радио, телевидением, прессой, рекламой, к изучению процесса овладения языком и речью детьми и взрослыми; к построению теории диалога и полилога, к вариантам обратной связи в общении.

Исследуются индивидуальные особенности понимания текстов, которые допускают многозначное толкование (герменевтика).

Изучаются функционально-смыловые типы речи, особенности их построения, их стилистики – от разговорно-бытового стиля до строгого и лаконичного языка научных монографий и дипломатических документов.

С позиций риторики изучается «языковой вкус эпохи», новые тенденции развития языка в его массовом употреблении (например, поток англицизмов в последние годы), их отношение к понятиям культуры речи, к традиционным нормам этикета, а также рождение и распространение новых этикетных речевых стандартов, включая невербальные.

Огромную роль в неориторике играет новая отрасль языкознания – лингвистика текста, его синтаксис (изучает построение текста, его компонентов, логические, лексические, грамматические связи внутри этих компонентов). Эта новая теория используется для анализа и оценки готового текста, для составления и совершенствования (редактирования) нового текста на разных этапах его подготовки.

Неориторика занимается поиском практического применения названных выше новых научных направлений в ораторской деятельности, в самых разнообразных вариантах речевого общения, устного и письменного. Существенно расширяется практическое использование неориторики: она ищет применения и в деловом и бытовом общении, и в профессиональной и личной деятельности, и даже в общении с самим собой, т.е. во внутренней речи.

Лекция 3.

Роды и виды ораторской речи (2ч.)

1.Введение

2.Социально-политическое красноречие

3.Академическое красноречие

4. Судебное красноречие

5. Социально-бытовое красноречие

6.Духовное (церковно-богословское) красноречие