logo
uchebnik_po_oratorskomu_masterstvu__l_s_posobi

4. Жесты

Все люди используют жесты в двух риторических целях: подкрепление идеи и помощь в описании. В соответствии с этим жесты делятся на усиливающие (например, сжимание кулака придает словам большую силу) и описательные (для описания размеров, контуров предмета и т.п.). Оратору следует обратить внимание, прежде всего, на усиливающие жесты, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.

Существуют определенные стандарты телесных движений, то есть нормы, которых следует придерживаться:

1) соответствие ситуации. Телесные движения должны соотноситься с темой выступления, размером и составом аудитории. Очень официальная тема, небольшая аудитория, люди старшего возраста требуют уравновешенных, относительно ограниченных телесных движений. Чем больше аудитория, тем более интенсивные движения может допускать оратор;

2) разнообразие. Любые телесные движения, особенно жесты, должны постоянно варьироваться. Однообразные движения привлекают внимание аудитории и в конечном итоге являются отвлекающими. Случайный или бессмысленный жест, используемый умеренно, не вредит коммуникации, но если он постоянно повторяется, то может повлиять на результат речи. Человек обычно не замечает своих естественных жестов, поэтому начинающий оратор должен воспользоваться посторонней помощью, чтобы оценить характер и уместность своих жестов;

3) физическая координация. Все телесные движения должны быть скоординированы между собой. Человек может показаться смешным, если он прижимает локти к бокам, а двигает только кистями рук и т.п.;

4) словесная координация. Телесные движения должны быть синхронизированы со словами, которые они призваны подкреплять. Недостаток такой координации может выглядеть юмористично;

5) динамичность. Движения должны быть «живыми», спонтанными, естественными. Начинающему оратору надо научиться моментально находить естественные движения для выражения или подкрепления мыслей.

Обучение технике и стандартам телесных движений – кропотливый процесс, который должен осуществляться под руководством педагога, прошедшего соответствующую подготовку. Например, американские политики и бизнесмены говорят и держатся безупречно именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, стоять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться.

Вопросы и задания для самоконтроля знаний по темам, вынесенным для самостоятельного освоения студентами

1. Подготовьте сообщение «Д.Карнеги и его представления об ораторском мастерстве».

2. Прочитайте текст (текст выступления предварительно раздается), проанализируйте его структуру и ответьте на вопросы:

1) Является ли, на ваш взгляд, актуальной, интересной тема выступления?

2)Какова идея (основная мысль) выступления?

3) Дайте оценку введению, каким еще может быть начало данного выступления?

4) Каковы принципы отбора материала?

5) Как строятся доказательства, продумана ли система аргументации,

6) Дайте оценку заключению.

3. Подготовьте творческий доклад, руководствуясь методическими рекомендациями:

1) выберите наиболее интересную, полезную, с вашей точки зрения, тему выступления;

2) определите круг вопросов, необходимых для раскрытия темы;

3) составьте подробный план выступления;

4) сдайте для проверки весь текст выступления.

4. При обсуждении докладов охарактеризуйте следующие особенности:

- степень подготовленности доклада, самостоятельность в осмыслении вопроса;

- актуальность, новизну, оригинальность темы выступления;

- структуру речи, последовательность, логику изложения;

- качество речи (стиль изложения);

- произнесение (правильное, технически грамотное, интонационно выразительное);

- поведение в аудитории, манеры, культуру общения со слушателями;

- ответы на вопросы.

5. В чем заключается сущность традиционного и нетрадиционного подхода к риторике?

6. В чем состоит различие в трактовке риторики в Древней Греции и Древнем Риме?

7. Что изучает общая риторика? Чем отличаются от неё частные риторики?

8. Назовите основные разделы общей риторики.

9. Когда и где возникла риторика? Назовите имена первых известнейших риторов античности.

10.Какова роль «Краткого руководства к красноречию…» М.В. Ломоносова в истории русской речевой культуры?

11. Почему в судьбе русской риторики во второй половине XIX в. наступил кризис?

12. Какую речь называют эффективной и почему?

13. Что такое речевое событие? Каковы его важнейшие элементы?

14. Как вы понимаете термин «дискурс»? Каково его происхождение?

15.Дайте определение речевой ситуации. Каковы её главные составляющие?

16. Что такое речевой акт? Приведите собственные примеры речевого акта.

17.Какие из известных вам рекомендаций к использованию риторических тропов и фигур кажутся вам наиболее важными? Почему?

18.Назовите общие принципы выбора материала для публичного выступления.

19.Назовите общие принципы расположения материала в публичной речи.

20.Назовите характерные особенности введения и заключения аргументирующей речи? Агитирующей речи?

21.Каковы основные принципы подготовки публичной речи?

22.Какие типы жестов вы знаете?

23.В чем суть и мастерство непринужденной дружеской беседы?

24.Каковы принципы организации деловой беседы?

25.Какие типы аргументов выделяют (по силе, по связи с тезисом)? Как они используются в споре?

26.Назовите источники рациональных аргументов.