logo
uchebnik_po_oratorskomu_masterstvu__l_s_posobi

III. Памятка

Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя испечь речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Выберите тему в начале недели, обдумайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время – когда вы принимаете ванну, едете в центр города, когда вы ждете, чтобы вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех (Д. Карнеги).

Задание 30. Познакомьтесь с текстами выступлений профессора Л. В. на юбилее известного лингвиста и перед студентами. Определите особенности композиции поздравлений, перечислите ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В НИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

1. В этот радостный для всех собравшихся день поздравляю Вас, Г. В., со славным юбилеем. Вы для нас образец и пример как ученый, педагог, человек. Знания, переданные Вами, послужили основой для научного роста многих преподавателей нашего города, Северного Кавказа, страны.

Многим обязана Вам лично и я. Вся моя трудовая деятельность, от студента до профессора, проходит на ваших глазах, под вашим руководством.

Еще во время Отечественной войны, будучи студенткой института, я слушала ваши лекции. В тяжелые, голодные, холодные годы лекции по русскому языку, которые так содержательно и вдохновенно читали Вы, пробуждали интерес к науке, знаниям, согревали нас.

Вся ваша жизнь ученого, преподавателя, руководителя доказывает правильность пословицы «Друг спорит, а недруг поддакивает». Вы никогда не поддакиваете. Вы спорите. И в споре бываете беспощадны. Относится ли это к обсуждению лекции или доклада, статьи или монографии. После вашей критикизачастую не сразу приходишь в себя. Но потом остается только чувство благодарности. Понимаешь, что Вы ко всему подходи­те с высшей меркой, меркой друга.

Я, как антонимист, скажу, что Вы, Г. В., «сплошной антоним».

О Вас справедливо говорят: «Это женщина с мужским характером». Вы умеете работать и не умеете отдыхать.

Вы любите семью, дом, но Вас трудно застать дома. Вы всегда в пути, всегда на колесах. Так вы нужны людям.

Если нарисовать карту тех мест, где Вы читали лекции, выступали на конференциях, совещаниях, семинарах, инспектировали, проверяли, то это будет карта всей России.

И последний «антоним». Вы достигли «старшего» возраста, но и сегодня остаетесь молодой.

Желаем Вам неизменного здоровья и внутреннего удовлетворения от работы. Сохраняйте еще долгие годы творческий огонек, который горит в Вас.

2. Недавно я перечитала записные книжки Ю. Бондарева. В них меня привлекли такие строчки: «Я долго пытался найти слово, оно было связано с чем-то грустным, прощальным...

Неужели это слово – последний! Последний час? Последний вечер? Последний житель на земле? Последняя любовь? Последняя страница? ...

В этом слове – прощание, утрата надежды, обрыв следа в бездну неизвестного и такое безысходное одиночество человека, вдруг узнавшего последний срок, неизбежный день, такая открытая пустота наедине с самим собой, со своей судьбой.

Но вместе с тем «последнее» – это предел, за которым неизбежность неведомого нам начала – новой жизни, новой надежды, новой страницы».

Прочитала и подумала: это звучит и пессимистично и оптимистично, так как в жизни последнее всегда предполагает первое, как первое всегда кончается последним.

Недавно у вас был последний урок в школе, прозвучал последний звонок. Сегодня – первый звонок в вузе, первая лекция. Недавно выдавались дипломы студентам последнего курса, сдавшим последний экзамен. А сегодня вручаются студенческие билеты вам, первокурсникам, еще не сдавшим и первого экзамена.

Пройдет время. Наступит и для вас последний день занятий в вузе, за которым придет первый день самостоятельной работы.

Я говорю это для того, чтобы вы умели ценить время, старались максимально использовать каждый день, каждый час; чтобы от первого до последнего дня пребывания в вузе вы получили как можно больше знаний.

Успехов вам, дорогие друзья!

Задание 31. напишите текст выступления, включив в него одно или несколько из приведенных ниже изречений:

1. Старая мудрость гласит: много говорить и много сказать – не одно и то же. 2. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. 3. У мудрости есть граница, глупость же безгранична (Я. Райнис). 4. Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу (Гете). 5. Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали твоими недругами, а недруги стали друзьями (Пифагор). 6. Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с лица человека (Гюго). 7. Лень – это ржа ума и тела: ключ, которым часто пользуются, всегда блестит, как новый (Б. Франклин). 8. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека). 9. Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают (К. Чапек). 10. Что самое общее для всех? – Надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть (Фалес). И. Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми после (М. Скюдери).

Задание 32. Подготовьте небольшое выступление (3-4 мин) на одну из тем: «Разрешите представиться», «Человек, который меня поразил (изменил мою жизнь)», «Преподаватель, у которого хочется учиться».

Напишите заранее главную мысль вашего выступления. Произнесите речь. Попросите слушателей записать главную мысль вашей речи так, как они ее поняли. После окончания речи зачитайте свой вариант и сравните его с записями слушателей.

Задание 33. Познакомьтесь с вопросами для самоконтроля, они послужат вам ориентиром в процессе подготовки различных видов публичных выступлений и помогут определить степень готовности к выступлению.

Вопросы для самоконтроля

1. Отражает ли название темы речи ее содержание?

2. Действи­тельно ли меня интересует тема выступления?

  1.  Достаточно ли я знаю по данной проблеме?

  2. Убежден ли я в том, о чем буду говорить?

  3. Соответствуют ли тема и цель моей речи уровню знаний, интере­сам и установкам слушателей?

  4.  Могу ли я четко сформулировать главную идею своего выступле­ния?

  5. Легко ли воспринимаются фактический материал и статистичес­кие данные?

  6.  Каким методом изложен материал?

  7.  Нет ли нарушений логической последовательности в изложении материала?

  1.  Готовит ли вступительная часть речи к восприятию основного материала?

  2. Убедительно ли заключение? Есть ли обобщающий вывод?

  3.  Правильно ли распределен материал по времени?

  4. Какие вопросы могут возникнуть у слушателей?

  5.  Владею ли я материалом выступления? Проведены ли тренировки?

Задание 34. Прослушайте ораторское выступление в мас­совой аудитории. Обратите внимание, удалось ли оратору уста­новить контакт со слушателями. Как они реагировали на слова оратора? Расскажите, какими приемами установления контакта пользовался оратор. Представьте письменный отзыв об этом вы­ступлении.