1.3.1. Марк Туллий Цицерон
Расцвет римского красноречия приходится на I век до н.э., последний период существования республиканского строя. Оратор (от лат. orare –говорить) – это уже римский термин, обозначающий того, кто выступает с речью, а также обладает даром красноречия. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – один из крупнейших древнеримских политиков и писателей. Его имя стало нарицательным. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют, прежде всего, три книги: «Брут, или О знаменитых ораторах» – истории красноречия; «Об ораторе», в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа; «Оратор» – произведение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный риторический идеал. Это памятники античного гуманизма, оказавшие огромное влияние на всю европейскую культуру.
Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Автор сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, подлинное красноречие – нечто такое, что дается труднее, чем это кажется.
Красноречие рождается из многих знаний и умений. Человек может хорошо сказать, когда ему есть что сказать. Во всех трактатах Цицерона постоянно звучит мысль о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всякий раз он неуклонно приходит к выводу о подчинении всех наук главной ораторской цели.
Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы (вспомним Сократа и Платона) утверждали, что риторика не есть наука. Риторы утверждали обратное. Цицерон предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, т.е. умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.
Обязанности оратора заключаются в следующем:
1) найти, что сказать (инвенция – первый раздел классической риторики);
2) найденное расположить по порядку (композиция);
3) придать ему словесную форму (элокуция);
4) утвердить все это в памяти (меморио);
5) произнести (акцио)
Цицерон придерживается установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса.
Риторический процесс – весь путь от мысли к звучащему публичному слову.
Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение аргументами; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и нанести окончательный удар позиции оппонента.
- 1.Общее представление о риторике
- 2. Классификация красноречия
- 3. Риторика? Это наука или искусство.
- 1. Античные риторики
- 1.1. Софисты
- 1.2. Этос
- 1.3.Риторика – наука
- 1.3.1. Марк Туллий Цицерон
- 1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан
- 2.1. Средние века
- 2.2. Новое время (эпоха Возрождения)
- 3.Ораторское искусство России
- 4. Неориторика
- 1.Введение
- 2. Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.
- 1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (инвенция)
- 2. Основные приемы поиска материала
- 4. Способы словесного оформления публичного выступления
- 1) Первую фразу или даже 2-3 фразы;
- 4.2. Культура речи оратора (способы словесного оформления публичного выступления) – элокуция
- 1. Стиль устной речи
- 2. Соблюдение основных требований к языку выступления
- 5. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
- Xliv (Глава восьмая)
- 6.Оратор и аудитория – акцио
- Практикум
- 1. Развлекательная речь
- 2. Информационная речь
- 3. Воодушевляющая речь
- 4. Убеждающая речь
- 5. Призывающая к действию
- Композиционное построение речи
- I. Примерные темы для информационной речи
- II. Схема оценки информационной речи
- I. План агитационной речи
- Материалы к заданию
- I. Структура приветственной речи
- II. Схема оценки приветственной речи
- III. Памятка
- Техника речи
- Некоторые сведения о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования Речевой аппарат и его работа
- Правила чтения
- Скакалка
- Аквалангист
- Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, темп, тон
- Три круга
- Интонация
- Буря с берега
- Орфоэпические нормы русского языка
- Исполнение речи
- 1. Поза
- 2. Походка
- 3. Выражение лица
- 4. Жесты
- 4.2. Темы рефератов.
- 6.4. Персоналии