logo
uchebnik_po_oratorskomu_masterstvu__l_s_posobi

2.1. Средние века

Эпоха христианства отвергла античную культуру как языческую.

Однако потребности, связанные с подготовкой священников к проповедям, к общению с паствой, породили новую отрасль риторики – церковное (богословское) красноречие, или гомилетику, которая унаследовала основные принципы античной науки. Так, выдающийся церковный деятель IV – V вв. Августин Блаженный в своих сочинениях и рекомендациях изложил систему ораторского мастерства, построения и произнесения проповедей преимущественно на библейские темы. В раннем средневековье и вплоть до XI – XII вв. церковная риторика носила ярко выраженный поучительный, дидактический христианский характер, опиралась на жития святых, на рассказы о чудесах, о страшном суде, содержала призывы к покаянию и к праведной жизни. Риторика неизменно преподавалась и преподаётся в христианских богословских учебных заведениях.

На поприще церковного красноречия выросли весьма крупные ораторы. К ним относятся так называемые отцы церкви, занимавшиеся толкованием и составлением комментариев к Священному Писанию (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Фома Аквинский и др.).

Гомилетика занимала монопольное положение в риторике на протяжении почти всего европейского средневековья, хотя не все её проявления носили официальный характер.

Итальянский монах Савонарола обличал богатство и роскошь католической церкви, критиковал Святой престол. Его проповеди способствовали народному восстанию 1494 г. во Флоренции.

В позднее средневековье получают распространение полемические произведения, такие, как спор между основателем нового направления в рамках христианской церкви (Реформации) Мартином Лютером и писателем Эразмом Роттердамским.