logo
uchebnik_po_oratorskomu_masterstvu__l_s_posobi

2.2. Новое время (эпоха Возрождения)

Эпоха Возрождения ознаменовалась новым подъемом внимания к риторике, что объяснялось пробуждением интереса к человеку, к его личности и земной жизни. Риторика сближается с литературой, в риторической системе возрастает роль ее второго и третьего разделов – композиционного и языкового.

Некоторые философы Нового времени (например, Декарт, Спиноза) отрицали риторику как средство познавательной деятельности и убеждения, оставляя за ней роль «литературизации», совершенствования формы, композиции и языка.

Основные направления развития риторики в XVI – XX вв. покажем на примере Франции – страны, где риторика пользовалась особенным вниманием. Французская риторическая традиция до сих пор признаётся ведущей в развитии европейской культуры.

Первые труды по риторике на французском языке появились в XVI вв. Наибольшего развития в XVI – XVII вв. достигла богословская риторика, но она постепенно уступила место судебной, академической и в конце XVIII в., в период Великой Французской революции – политической риторике. Франция дала миру немало выдающихся мастеров живого слова: это писатель, архиепископ Фенелон, философы Вольтер, Дидро, политические деятели и ораторы Революции Мирабо, Дантон, Робеспьер.

Немалую роль риторика сыграла и в сложных системах придворного этикета.

История риторики в большей мере становится зеркалом процессов социально-политического развития общества, она отражает и снижение авторитета церкви, и развитие наук, и потрясения Великой Французской революции, и парламентские дебаты XIX в. В центре риторического образования находится всё же тщательная работа над формой, издаются руководства по овладению стилем, хорошими манерами, словари риторических фигур.