3.Ораторское искусство России
Особо необходимо сказать о развитии красноречия в России.
Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в качестве государственной религии (988 г.) - византийские и южнославянские риторические образцы. До нас дошли тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи; особенной высоты риторическая практика достигла в XI – начале XIII вв., вплоть до монгольского нашествия.
Назовем некоторые древнерусские произведения, которые свидетельствуют о словесном мастерстве в Древней Руси: «Слово о законе и Благодати» митрополита Илариона, произнесённое в присутствии Ярослава Мудрого; «Золотое слово Святослава» («Слово о полку Игореве»); «Моление» Даниила Заточника, обращенное к князю и проникнутое идеей защиты обездоленных; «Слова» Кирилла Туровского, посвященные великим праздникам; «Поучение» Владимира Мономаха («Поучение чадам своим») и др.
Традиции XI – начала XIII вв. получили продолжение в произведениях последующих столетий – в «Задонщине» (XIV в.), в «Житии Сергия Радонежского» (XV в.), в переписке князя Андрея Курбского и Иоанна Грозного (XVI в.), в «Житии протопопа Аввакума» (XVII в.), в «Похвальных словесах… книги Грамматики» Максима Грека, где, кстати, впервые упоминается риторика (XVI в.), и ощущается влияние западноевропейской риторики, проникающее в Россию через западнославянские страны – Польшу, Чехию.
Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции как высокое уважение к книжному слову, к мудрой речи, к словесному мастерству; нравственно-поучительный пафос, призыв к добру и сила убеждения; вера в божественную природу мудрого слова, в то, что дар слова – великая добродетель, Божий дар; кротость и смирение в публичной речи и в беседе; высокий эмоциональный накал обращений и призывов; отсутствие подобострастия и лести.
Первые русские руководства по риторике появились в XVII в., их авторы – церковные деятели, писатели, ученые: вологодский епископ Макарий, один из создателей Славяно-греко-латинской академии Симеон Полоцкий.
Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособиями для составления и произнесения церковных проповедей, для бесед с прихожанами, для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятым в церковной службе речитативом.
3.1.
Однако и светские тексты, принадлежащие образованным государственным деятелям, несли следы риторического обучения; заметны они, например, в письмах Иоанна IV, в сочинениях Максима Грека, в «Степенной книге» царского родословия.
В России изучались «Французская риторика» Фоклена (1555 г.), «Источники французского красноречия» Шабанеля (1612 г.), «Размышлении об элегантности и вежливости стиля» Бельгарда (1695 г.), риторики Аристотеля и Цицерона.
3.2.
В начале XVIII в. Феофаном Прокоповичем (1681-1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживавшим его реформы, было создано риторическое сочинение «De officium oratore». Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем по-латыни в 1706-1707 гг. в духовной Киево-Могилянской академии.
В XVIII в. учебник риторики на русском языке был написан М. В. Ломоносовым (1711-1765). Он был напечатан в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки».
Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи; это свод правил, ему предлагалось следовать в тех устных и письменных произведениях, в которых затрагивались преимущественно государственные, общественные и религиозно-философские темы. В своём труде он выделяет собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов; ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.
3.3.
В к. XVIII в. – нач. XIX в. в России риторика преподавалась в гимназиях и других учебных заведениях. Были созданы многочисленные учебники: «Краткая риторика» А.Ф.Мерзлякова, «Опыт риторики» И.С.Рижского, «Основания российской словесности» в двух частях А.С.Никольского, книги А.Галича, Н.Кошанского, Н.Греча.
В учебниках этого времени заметны следующие особенности, - помимо тех, которые были уже отмечены при знакомстве с риторикой М.В.Ломоносова:
- в значительной мере использовались традиции красноречия Древней Руси; проводилась идея величия русского народа и государства, использовалась героическая тематика из русской истории (типичная тема: «Рука Всевышнего Отечество спасла»), прославлялся подвиг во имя Родины;
- риторика все более переводилась с латинских, французских, итальянских образцов на почву русского языка и отечественной литературы, учитывались особенности русской лексики, фразеологии, грамматики, системы изобразительных средств языка;
- риторика учила отвлекаться от мелкого, повседневного, низменного, звала к патетике, к высокому, прикрывала суету обыденности;
- риторика учила в устной и письменной речи сообразовываться с целями и обстоятельствами речи, с лицами – предполагаемыми слушателями и читателями, т.е. ориентироваться на адресата, как сказали бы мы сегодня, в век неориторики;
- риторика рассматривалась как наука высокой культуры речи, большой убеждающей силы, мастерства слова в разных условиях, в обращении к людям разного уровня образованности.
3.4.
В начале XIX в. Возникают понятия «общая риторика» и «частная риторика». Теория красноречия в России XIX в. считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком – сниженным; к частной риторике – составление речей и документов, относящихся к определённой области деятельности человека.
3.5.
Особым видом красноречия являлось академическое. В XIX- нач. XX вв. многие деятели русской науки были известны и как выдающиеся ораторы. На лекции историков Т.Н. Грановского и В.О. Ключевского, химика Д.И. Менделеева, многих других университетских профессоров собирались не только студенты других факультетов, но и посторонняя публика (в периоды, когда доступ в российские университеты был свободным). Слово "лекция" происходит от латинского слова "чтение".
Как самостоятельный вид красноречия она зародилась в XIII в. и представляла собой чтение с комментариями научных трактатов и сообщений.
3.6.
Новый толчок развитию русского ораторского искусства дали Великие реформы 60-70-х гг. XIX в., особенно судебная реформа. Суд в России впервые стал гласным и состязательным: в залы судебных заседаний допускались публика и представители прессы; наряду с прокурорами, главными действующими лицами процессов становились присяжные поверенные – адвокаты. Речи А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича и др. до сих пор являются эталонами судебного красноречия.
3.7.
Именно труд на юридическом поприще способствовал известности многих политических деятелей, например, А.Ф. Керенского. Хотя к началу XX в. в России уже развивается особый род красноречия – социально-политическое. Преподавание риторики в учебных заведениях, в том числе в средних, способствовало появлению большого количества ярких ораторов, представлявших разнообразные политические силы. Их речи звучали на митингах, в залах для публичных лекций, с трибуны Государственной Думы.
Богатством знаний и ораторских навыков, приобретённых в полемике с политическими оппонентами, во многом объясняется та сила воздействия на слушателей, которую демонстрировали лидеры большевистской партии в первые годы пребывания у власти. Работал Институт живого слова.
3.8.
С конца 20-х гг. XX в. ситуация меняется.
Уничтожение И.В. Сталиным своих политических конкурентов, утверждение единомыслия в советском обществе, низкий образовательный и культурный уровни большинства населения способствовали примитивизации приёмов публичного выступления и превратили риторику в вид «чистого искусства».
3.9.
В 20 – 80-е гг. ХХ в. в России риторика не преподавалась ни в средней, ни даже в высшей школе; лишь отдельные рекомендации этой науки вошли в теорию литературы, развитие речи, культуру речи, теорию сочинений, использовались при обучении выразительному чтению.
Риторика утратила целостность и самостоятельность, не развивалась её теория, старые учебники не переиздавались, новые не составлялись.
Кризис не коснулся лишь церковной риторики (гомилетики): она преподавалась в богословских учебных заведениях все эти годы.
3.10.
Со второй половины 80-х гг. ХХ в. интерес к теории и практике риторики заметно возрос. Можно назвать несколько причин такого изменения ситуации. Это и быстро растущий интерес молодежи к «ретро», к старине, к классической культуре; и потребности демократического развития общества в 80-90-е годы, осознание роли речевых умений каждого члена общества, их роли в развитии полноценной личности; и падение интереса к изучению сухих, далёких от потребностей жизни грамматико-орфографических курсов в общеобразовательной школе, не обеспечивающих навыков общения, необходимых каждому; и успехи целого созвездия наук об общении, о речи, достигнутые в последние лет. Сформировались современные теории стилистики и культуры речи; возникли науки о тексте: теория типов текста, лингвистика текста. Эти науки имеют прямой выход к риторике, к решению её задач оптимального воздействия на слушателя, максимальной эффективности речевого общения.
- 1.Общее представление о риторике
- 2. Классификация красноречия
- 3. Риторика? Это наука или искусство.
- 1. Античные риторики
- 1.1. Софисты
- 1.2. Этос
- 1.3.Риторика – наука
- 1.3.1. Марк Туллий Цицерон
- 1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан
- 2.1. Средние века
- 2.2. Новое время (эпоха Возрождения)
- 3.Ораторское искусство России
- 4. Неориторика
- 1.Введение
- 2. Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.
- 1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (инвенция)
- 2. Основные приемы поиска материала
- 4. Способы словесного оформления публичного выступления
- 1) Первую фразу или даже 2-3 фразы;
- 4.2. Культура речи оратора (способы словесного оформления публичного выступления) – элокуция
- 1. Стиль устной речи
- 2. Соблюдение основных требований к языку выступления
- 5. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
- Xliv (Глава восьмая)
- 6.Оратор и аудитория – акцио
- Практикум
- 1. Развлекательная речь
- 2. Информационная речь
- 3. Воодушевляющая речь
- 4. Убеждающая речь
- 5. Призывающая к действию
- Композиционное построение речи
- I. Примерные темы для информационной речи
- II. Схема оценки информационной речи
- I. План агитационной речи
- Материалы к заданию
- I. Структура приветственной речи
- II. Схема оценки приветственной речи
- III. Памятка
- Техника речи
- Некоторые сведения о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования Речевой аппарат и его работа
- Правила чтения
- Скакалка
- Аквалангист
- Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, темп, тон
- Три круга
- Интонация
- Буря с берега
- Орфоэпические нормы русского языка
- Исполнение речи
- 1. Поза
- 2. Походка
- 3. Выражение лица
- 4. Жесты
- 4.2. Темы рефератов.
- 6.4. Персоналии