16 Деловые письма
Деловые письма представляют собой документы для внешнего пользования. Письмо - обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте. К числу деловых писем относятся также и письма, связанные с выражение внимания, участия. Термин циркулярные письма использовался в прошлом для обозначения таких писем, как информационные. В сфере делового общения письмо выступает как чрезвычайно гибкий документ, язык которого представляет известные трудности при стандартизации. Если в частной переписке каждое письмо несет на себе печать индивидуальности автора, выраженной в особенностях стиля письма, манере изложения мыслей и т. д., то язык деловой корреспонденции всегда официален, учтив, тактичен, выразителен, четок и краток. Информационное письмо содержит сведения официального характера.
Употребление обращения «гражданин» допускается в деловых письмах административно-юридического характера.
По функциональному признаку письма можно разделить на 1) письма, требующие ответа (письмо-вопрос, письмо-просьба, письмо-обращение, письмо-предложение и др.); 2) письма, не требующие письма-ответа (письмо-предупреждение; письмо-напоминание; письмо-приглашение и т.д.);
Письма-ответы должны всегда сочетать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.
Письма можно классифицировать по аспектам. Можно выделить следующие аспекты в содержании деловых писем;
факт напоминания - письмо-напоминание;
выражение гарантии - письмо гарантийное;
указание на достигнутую степень согласия, совершившийся факт - письмо-подтверждение;
информирование о намечаемых или уже проведенных мероприятиях - информационное письмо (содержит сведения официального характера);
указание на факт отправки прилагаемых к письму документов - сопроводительное письмо;
предупреждение о возможных ответных шагах и т.д. - письмо-предупреждение.
К деловым письмам, связанным с обращениями по оказанию услуг, относятся письмо-согласие, письмо-требование, письмо-заказ
К деловым письмам, связанным с распространением информации, относятся письмо-предложение, письмо-уведомление, рекламное письмо.
Одно и то же письмо может содержать гарантию, просьбу и напоминание, т.е. быть многоаспектным.
Количество видов писем соответствует практическим ситуациям, вызывающим необходимость письменного общения партнеров.
Сопроводительное письмо - письменный текст, который информирует адресата о направлении документов, прилагаемых к письму.
Письмо-согласие, письмо-требование, письмо-заказ относятся к деловым письмам, связанным с обращениями по оказанию услуг. Письмо-предложение, письмо-уведомление, рекламное письмо относятся к деловым письмам, связанным с распространением информации
Письмо-извещение - документ, информирующий о чем-либо (например, о предстоящем мероприятии) и предлагающий контрагенту принять участие.
В письме-напоминании вторично содержится информация о каком-либо факте.
Письмо-подтверждение удостоверяет факт отправки (получения) документов и материалов (например, писем, факсов, каталогов, образцов изделий и т. п.), состоявшийся ранее разговор и т. д.
Письмом-предложением партнер (продавец) заявляет о желании заключить сделку с указанием ее конкретных условий. В предложении обычно указываются наименование товара, его количество и качество, цена, срок поставки и другие детали в зависимости от характера товара. Письмо-предложение относятся к деловым письмам, связанным с распространением информации.
Письмо-просьба - документ, выражающий просьбу о выполнении какого-либо действия, получения документации или материальных ценностей.
В письме-запросе предприятие (учреждение) просит разъяснить какой-либо факт или действие и побуждает фирму-контрагента (или государственную организацию) дать ответное письмо.
Приглашение адресуется как конкретному лицу, так и нескольким лицам и служит основанием для их участия в планируемом мероприятии и т. д. Деловые письма пишутся по установленной форме на напечатанных типографским шрифтом бланках (второй экземпляр (копия) исходящего письма печатается не на бланке). Название вида документа не указывается.
В заголовочной части письма печатаются следующие реквизиты: дата, номер (индекс), ссылка на номер и дату входящего документа, если письмо является ответом; заголовок, изложенный одной фразой. На письмах должны быть правильно указаны составные части «адресата» (получателя письма): фирма, структурное подразделение; должность; фамилия; юридический адрес получателя.
Текст письма должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и конкретным. Факты и события должны представляться объективно, а все стороны излагаемого вопроса должны освещаться с достаточной полнотой, кратко и ясно.
Текст письма чаще всего состоит из вводной части и основной. Во вводной части указываются причины, вызвавшие составление письма, сопровождаемые ссылками на факты, документы. Во второй части письма формулируется его основная цель (предложение, отказ, просьба и т. п.).
В зависимости от назначения письма и от того, на чем его автор желает сконцентрировать внимание получателя, можно использовать другой порядок расположения логических частей текста.
В конце письма оформляется реквизит «подпись». Письма по финансовым вопросам подписывает руководитель и главный бухгалтер фирмы. Письма, дающие какие-либо гарантии, имеющие юридические и финансовые последствия, заверяются печатью фирмы.
В том случае, когда после подписания произошло событие, о котором необходимо сообщить адресату, в конце письма после подписи допускается приписка - постскриптум. Постскриптум начинается с сокращения P. S., и в конце приписки снова ставится подпись.
Речевой оборот «готовы принять ваши условия на…» характерен для письма-согласия, речевой оборот «поддерживаем ваше обращение…» характерен для письма-подтверждения;
- Официально-деловой функциональный стиль
- 2 Подстили делового стиля
- Жанры делового стиля
- 4 Лексика и фразеология официально-делового стиля
- 5 Морфология официально-делового стиля
- 6 Синтаксис официально-делового стиля
- 7 Понятие документа, его функции
- 8 Культура официальной переписки
- 9 Правила оформления документов
- 2. Правила подготовки и оформления документов Управления регионального кредитования на 7 л. В 2 экз.
- 11 Требования к тексту документа
- 12 Типы документов
- 13 Частные деловые бумаги
- 14 Распорядительные документы
- 15 Административно-организационные документы
- 16 Деловые письма
- 17 Речевой этикет в документе
- 18 Реклама в деловой речи
- 19 Виды делового общения
- 20. Деловая беседа
- 21 Деловое совещание
- 22 Деловые переговоры
- 23 Презентация
- 24 Разговор по телефону