logo
Раздел 8new

19 Виды делового общения

Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Спецификой делового общения является его регламентированность (подчиненность установленным правилам). Предметом делового общения является дело (решение определенной задачи). Основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.

Цель делового общения - организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:

Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления, презентация. Если партнер по деловому общению колеблется и никак не может придти к окончательному решению, то необходимо предложить альтернативу.

С точки зрения формы речи деловое общение делится на устное и письменное. Устная деловая речь представлена деловыми беседами и переговорами, встречами, консультациями и т.д. Письменная деловая речь – документами, фиксирующими социально-правовые отношения (контракты, договоры, соглашения, деловые письма).

Особый тип протокольного устно-письменного общения представляют собой совещания и собрания, состоящие из монологической деловой речи и существующие сразу в двух формах – устной и письменной.

Содержание делового общения - социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

Доминирование, создание иерархии характерно в деловом общении для закрытого типа собеседника.

В сфере деловых отношений используются коммуникативные модели человек - человек; человек – коллектив; коллектив – коллектив. Высказывание Харви Маккея: «Кто выиграет? Как всегда, тот игрок, у которого больше информации, лучше план и выше мастерство» относится к деловым переговорам.

К числу факторов, препятствующих конструктивной организации делового общения, относится прерывание собеседника, разнообразие обсуждаемых тем, разнообразие языковых средств, самопрезентация.

К числу лояльных приемов деловой полемики относятся откладывание ответа, эффект внезапности, концентрация на слабом пункте рассуждений партнера.