13 Частные деловые бумаги
К числу частных деловых бумаг относят заявление, объяснительная записка, расписка, доверенность (личная), автобиография, характеристика, резюме
Текст документов личного характера может быть произвольным и составляется самим автором, но такие реквизиты, как назван; вида документа, дата, подпись, должны быть обязательно.
Заявление - документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц), адресованный должностному лицу или организации. Заявление должно иметь следующие реквизиты: наименование адресанта – наименование адресата – наименование документа – формулировка просьбы – подпись – дата. Традиционно заявление оформляется в соответствии с образцами-моделями. Слово ЗАЯВЛЕНИЕ как название соответствующего документа пишется со строчной буквы и после него ставится точка, если после наименования адресата нет предлога ОТ.
Объяснительная записка - документ, излагающий должностному лицу причины нарушения трудовой (учебной) дисциплины, каких-либо социально-общественных правил (например общежития, поведения), невыполнения задания и т. п. Объяснительная записка содержит следующие реквизиты: название вида документа, дату, адресата (кому), текст, отметку о наличии приложений (если необходимо подтвердить факт, указанный в текста подпись.
Расписка - документ, подтверждающий получение каких-либо материальных ценностей, составляется по образцу-модели. Расписка имеет следующие реквизиты: название вида документа, дату, текст, подпись лица, давшего расписку.
Текст расписки включает:
фамилию, имя, отчество (иногда паспортные данные, должность, место жительства) лица, получившего что-либо (т. е. дающего расписку);
фамилию, имя, отчество (иногда паспортные данные, должность, место жительства) лица, выдавшего что-либо, или наименование учреждения, от которого получено что-либо.
наименование (перечень) полученного с указанием количества и стоимости (сумма пишется цифрами и в скобках пропись с большой буквы).
Личная доверенность - документ, свидетельствующий предоставлении права доверенному лицу на совершение определенных действий или получение денежных или товарно-материальных ценностей от лица доверителя (гражданина), составляется по образцу-модели.. В доверенности фигурируют два лица: доверитель (лицо, доверяющее что-либо) и доверенное лицо (тот, кому доверяется что-либо, кому выдана доверенность). Доверенность предполагает следующие реквизиты: название вида документа, дату выдачи доверенности и дату удостоверения подписи доверителя, текст, подпись доверителя и подпись должностного лица, заверяющего доверенность (т. е. удостоверяющего подпись доверителя), печать.
Текст доверенности содержит:
фамилию, имя, отчество (иногда должность) доверителя;
фамилию, имя, отчество (иногда должность) доверенного лица;
содержание доверенности: что конкретно доверяется (сумма пишется цифрами и в скобках прописью с большой буквы).
При доверении ценных предметов и денежных средств указываются адрес и паспортные данные.
Автобиография - документ, в котором в произвольной форме точным, лаконичным, официальным языком дается краткое описание в хронологической последовательности этапов своей жизни и учебно-трудовой деятельности, составляется по образцу-модели. Автобиография включает следующие реквизиты: название вида документа, дату, текст, подпись.
В тексте автобиографии указываются:
фамилия, имя, отчество;
время (число, месяц и год) и место рождения;
сведения: об образовании (где и когда учился); о прохождении службы в Вооруженных Силах страны (для военнообязанных); о трудовой деятельности (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время);
дополнительная информация (знание иностранных языков, конкретные навыки, имеющие отношение к профессии, работа в общественных организациях и т. д.);
сведения о составе семьи (год рождения, где и кем работает или где учится каждый член семьи).
Автобиография составляется на основе образца-схемы.
Характеристика - документ, в котором говорится о профессиональных и личных качествах человека, раскрывается его деловое и общественное лицо. Характеристика имеет следующие реквизиты: название вида документа, заголовок, дату, текст, подпись
Содержание заголовка характеристики, в отличие от принятого в этом реквизите, имеет несколько иное наполнение, включающее необходимые анкетные данные того, на кого она составляется:
фамилию, имя, отчество;
год рождения;
сведения о месте учебы (работы): наименование учебной заведения (учреждения), факультет, курс (структурное подразделение, должность).
Текст характеристики содержит:
информацию о времени учебы (работы) в данном вузе (учреждении) и оценку профессионально-деловых качеств в целом;
характеристику отношения к учебе (работе) и общественной жизни: достигнутые результаты, круг обязанностей и интересов;
характеристику личных качеств.
Резюме - документ, представляющий потенциальному работодателю анкетные данные, профессиональные и личные качества и возможности претендента на какую-либо должность. Резюме является творческой деловой бумагой, поэтому не существует жестких рамок его составления. Главная задача при составлении резюме - объективно, но вместе с тем в выгодном для себя, т. е. автора резюме, свете дать персональную информацию с целью трудоустройства. В этом документе имеется набор обязательных реквизитов: название вида документа, заголовок, дата, текст, отметка о наличии приложений (если необходимо подтвердить факт, указанный в тексте), подпись.
Заголовок резюме содержательно отличается от традиционного наполнения реквизита «заголовок» и включает следующие персональные (анкетные) данные:
фамилию, имя и отчество претендента;
место и дату рождения (число, месяц, год);
семейное положение;
домашний адрес (индекс, город, область, район, улица, дом квартира; номер контактного телефона, e-mail; время, удобное для связи);
адрес учебного заведения, где учится в настоящее время, ил организации, в которой работает в настоящее время (наименование учреждения, индекс, город, область, район, улица, дом; номе телефона, факс, e-mail; время, удобное для связи).
В тексте указываются:
наименование вакансии;
основная информация (сведения об образовании и имеющему опыте работы: где и когда учился; какую специальность приобрел, где и когда работал, в какой должности);
дополнительная информация (сведения об учебно-профессиональном и общественном росте, работе посовместительству) имеющих прямое отношение к предполагаемой профессионально деятельности);
прочая информация (сведения о сопутствующих знаниях и навыках, не имеющих непосредственного отношения к предполагаемой работе, но выгодно отличающих от других претендентов);
интересы, склонности (сведения об увлечениях, показывают на общую образованность, широту интересов и повышающих уровень компетентности в вопросах, связанных с будущей деятельностью);
иная вспомогательная информация (сведения об общественно-личностных качествах и конкретных способностях, наличии которых говорит о профессиональных возможностях и потенциальных способностях к выбранному виду работы);
рекомендации (сведения о наличии и возможности предоставления рекомендаций от юридических и авторитетных лиц либо информация о имеющихся рекомендациях, оформленная в вил, приложения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому реквизиту.
Счета составляются на основе образца-матрицы
- Официально-деловой функциональный стиль
- 2 Подстили делового стиля
- Жанры делового стиля
- 4 Лексика и фразеология официально-делового стиля
- 5 Морфология официально-делового стиля
- 6 Синтаксис официально-делового стиля
- 7 Понятие документа, его функции
- 8 Культура официальной переписки
- 9 Правила оформления документов
- 2. Правила подготовки и оформления документов Управления регионального кредитования на 7 л. В 2 экз.
- 11 Требования к тексту документа
- 12 Типы документов
- 13 Частные деловые бумаги
- 14 Распорядительные документы
- 15 Административно-организационные документы
- 16 Деловые письма
- 17 Речевой этикет в документе
- 18 Реклама в деловой речи
- 19 Виды делового общения
- 20. Деловая беседа
- 21 Деловое совещание
- 22 Деловые переговоры
- 23 Презентация
- 24 Разговор по телефону